Сто лет назад, 27 июня 1922 года, была образована Адыгейская автономная область. Эту дату в современной Адыгее отмечают как день рождения Республики. Адыгея – территория-анклав, она со всех сторон окружена Краснодарским краем – более тесного соседства просто не бывает. Хотя казаки и адыги в пору экспансии Российской империи на северо-западный Кавказ сражались друг с другом, впоследствии они построили общую, мирную жизнь, стали кунаками, а не врагами. Вспомним основные вехи добрососедства.
Адыги, или черкесы, занимались земледелием, скотоводством, ремеслами. Для адыгской знати основным занятием были военные походы. География была обширна: не только Северо-Западный Кавказ, но и Астрахань, Волга, Дон, Крым, Днепр, даже Дунай!
Французский аристократ Тэбу де Мариньи, совершивший путешествие по Черкесии в начале ХIХ века, писал: «Пылкая любовь к независимости и воинская доблесть делают черкесов грозными для их соседей. Привычные с самого нежного возраста к суровой закалке тела, упражнениям с оружием и лошадью, они признают одну только славу победы над врагом, а стыдом – бегство от врага».
Казаки к черкесской воинственности относились с пониманием, как к проявлению удали.
Путешественник Николай Филиппов в 1856 году оставил такое свидетельство: «Не проходит года, чтобы горцы по нескольку раз не предпринимали нападения на Екатеринодар… Жители, впрочем, привыкли к ночным тревогам и не считают их даже необыкновенными явлениями».
Кражи скота, имущества, похищение людей были делом обыкновенным – и в равной степени могли «отличаться» как черкесы, так и казаки.
Интересно, что даже в периоды обострения Кавказской войны казаки и адыги вели торговлю. Горцы привозили множество товаров из-за Кубани и меняли их на соль. Обстоятельства потребовали установления меновых дворов. К 1826 году на правом берегу Кубани их было уже шесть. Торговля сыграла важную роль в укреплении дружественных отношений.
Казаки впитали многие кавказские черты. Выразилось это и внешне. Кафтан «черкеска» с газырями, бурка, башлык и папаха – одежда горцев оказалась настолько удобной и практичной, что казаки её переняли, сделав своей.
Многие казаки имели кунаков среди горцев и гордились этим. Обычным явлением стали смешанные браки. Цитата: «Черкешенки не прочь были выходить за русских, а казачьи старшины мечтали о женитьбе на черкесских княжнах».
Казаки приглашали адыгов на свои праздники, а те не отказывались. В 1844 году черноморцы торжественно отмечали 50-летие переселения на Кубань. Казачий летописец Иван Попко писал, что завершился праздник «грохотом из орудий и совместным ликованием». А в 1859 году адыги
приезжали в Екатеринодар, чтобы выразить благодарность за принятие населения аулов в подданство России. Гостей угощали «булками, водкой, мясом и пшенной кашей за войсковой счет».
«Несмотря на различие национальных нравов и образа жизни двух народов, их человеческие сущностные качества и намерения были схожи, и оба народа одинаково стремились к миру и согласию, к солидарности и справедливости», – так сформулировал когда-то Тембот Керашев, адыгейский советский писатель.
Сегодня Адыгея располагает собственной конституцией, гербом, гимном и флагом. Зеленый цвет фона флага олицетворяет жизненную силу, воплощенную в огромных лесных площадях, покрывающих территорию республики. Три скрещенные стрелы символизируют единство древнейших княжеских родов, а 12 звезд – адыгские племена, раньше проживавшие на одной территории.
Напомним, что и кубанский триколор несет прямой отсыл к Адыгее. Широкая малиновая полоса означает казаков как центральную государствообразующую часть населения, нижняя зеленая – адыгов как «корневого» народа, а верхняя синяя – «иногородних» (неказачьих) жителей региона, а все три категории граждан образовали единый «народ Кубани».
Истории подвигов важно сохранить для потомков.
Супруги Бойченко из Сочи всю жизнь работают фельдшерами скорой медицинской помощи.
Знаком судьбы стал колокольный звон.
Собирать урожай можно круглый год.
Эти маленькие членистоногие таят в себе реальную угрозу.