Категории: Истории

Код казачьей доблести: как наших земляков в старину в армию провожали

Службе, охране границ наши предки посвящали жизни. Об их доблести, ратных подвигах мы вспоминаем каждый год в эти даты. Вехи родной истории известны нам из учебников. Но знание об обрядах, обычаях – уходит. А они были интересными и самобытными, продиктованными жизнью, полной тревог. Даже одежда несла в себе код, понятный своим и недоступный чужим. Расшифровать его мы попросили этнографа, краеведа, писательницу Валентину Киселеву.

Призывник – а как невеста

Казачество – военное сословие. И казачат с малых лет учили «рубить лозу», то есть владеть шашкой и саблей. Поэтому ко времени, когда подходил срок призыва, парни были готовы. Тем не менее выдерживался алгоритм. Призывников собирал атаман и с каждым держал беседу.

– Как вспоминал один из старожилов Северской: «Воны рослы на глазах станицы, старики и начальство бачили, як пацаны верхами управляются». То есть умеют скакать и оружием владеть, – рассказывает Валентина Киселева. – После беседы с призывниками, убедившись в готовности парней, атаман отправлялся к священнику. В свою очередь батюшка о скором событии – отправке станичников в войско – объявлял на службе в храме. Тут уже все начинали готовиться к «проводам». Это был традиционный семейный праздник, на который собиралось много народа. На «гулянке» призывника украшали. Перевязывали его рушниками, прикалывали к папахе цветы. Это всегда делали мать и крестная. Приколоть цветы могли и знакомые девушки. А если была невеста, она повязывала на руку жениху свой платок, а на папаху вместе с цветком прикалывала носовой платочек. В итоге парень мог выглядеть нарядно, как невеста. Родители угощали гостей, а те приходили с подарками. Несли разное, но нужное. Мыло, кисет, табак, портянки, сало в дорогу…

Ели, пели, танцевали до утра. Родители благословляли сына иконой и давали с собой оберег. Известен случай, когда маленькая иконка, которую надлежало носить на шнурке на груди, спасла казаку жизнь. В бою в нее пуля попала, и, если бы не образок… Часто ещё ладанки надевали на шею. Это маленькие кожаные мешочки. В них насыпали щепотку соли, освященной в храме, или земли родной.

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края.

Кожух особого значения

Еще один ритуал – второй вынос кожуха (тулупа). Первый случался в первый день рождения. Мать стелила кожух и усаживала сынишку. Приглашенные гости клали рядом подарки. Затем малышу крестом выстригали волосы, чтобы защитить от нечистого. После отец сажал сына на коня и объезжал с ним двор – считалось, что это укрепит воинский дух малыша.

– На проводах мать вновь стелила кожух, подводила к нему сына-призывника и ставила на колени, – продолжает Валентина Киселева. – Она умывала сына святой водой и читала молитвы, обращенные к Спасителю, Матери Божией, Ангелу-хранителю с просьбой спасти и сохранить сына. Умыв, вытирала подолом. В это время отец готовил коня. Подводил его, а мать клала поводья в свой подол, откуда сын и должен был взять их. Если парень успевал жениться, то поводья подавала жена. Казак садился в седло, а жена или мать с отцом вели коня под уздцы до места сбора. Там священник читал молитву и кропил воинов святой водой. Наконец, командир отдавал команду, и призывники с песней уходили из станицы.

Говорящие детали

Проводы – не только многоступенчатый ритуал, но и затратный. Снаряжение стоило недешево. Как говорили: «Справные казаки, у кого грошей богато, ти, може, быстро снаряжали сынов. А як грошей нэ дуже много, так ны одын год работы и не тильки мужикам, но и бабам. Они и прялы, и ткалы, и шилы».

Что обязательно входило в снаряжение? Походная одежда: папаха, башлык и бурка. Но нужна была и парадная форма: черкеска, бешмет, штаны, сапоги, пояс с кинжалом, башлык. Папахи были разных фасонов. И названия имели разные. Лохматая, большая папаха – «шарабан», а еще была «кубанка».

– Папаха в жизни казака была очень важна, – объясняет Киселева. – Вот собрались казаки на круг избирать атамана. Все в папахах. Ими и голосуют. Если за – приподнимают головной убор. Если кому-то на нос натянули папаху – значит, слишком много и не по делу говорит, таким образом его слова лишали. А молодые казаки во двор девчатам их кидали, предупреждая, что сватов пришлют. Если девушка папаху назад через плетень перекинула – значит, не мил ей парубок, сватовство позором обернется. А ежели казак погибал, то папаху его под иконами клали в знак того, что теперь и жена его, и дети под защитой Бога и казачьего общества. Бешмет и чекмень – это верхняя одежа. Бешмет – длинная рубаха на подкладе, а чекмень – полукафтан. Черкески переняли у горцев, отсюда и название. Башлык – капюшон с длинными концами. Это самая говорящая деталь одежды. Идет казак по станице, а концы башлыка завязаны на груди. Это значит, казак уже срок срочной службы отслужил. А если концы перекрещены на груди, да еще заправлены за ремень – казак следует по делу. А как забросит казак концы башлыка за спину, значит, он отдыхает, свободен. Бурка казаку служила и в дождь, и в снег, и в ветер. Делали ее из войлока. А еще сапоги  должны были быть справные. Штаны прочные…

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края.

За веру, царя и Отечество

Много чего нужно было служивому. Но главное, конечно, конь и оружие. Коня казак объезжал, воспитывал «под себя» за год-два до службы. Винтовку, револьвер получал из арсеналов Войска. А вот кинжалы, как и сабли, шашки передавались по наследству.

– Личное оружие – шашку или саблю – казак обычно получал в 17 лет, из рук старшего в роду. Это было торжественное, долгожданное событие. Шашка означала, что парубок стал полноправным казаком, а этот статус давал право на земельный пай. На службе в церкви, когда читали «Евангелие», казаки наполовину доставали из ножен шашки в знак того, что готовы защищать веру православную, царя и Отечество. Если казак погибал, товарищи передавали его шашку наследникам. А если их не было, шашку ломали и клали в гроб. Была поговорка: «Шашку да шапку казак может потерять только с головой, это говорит о важности того и другого», – заключает Валентина Алексеевна.

Светлана Лазебная.

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края.

Цифры и факты

● В этом году Кубанское казачье войско отмечает 327-й день рождения. Свою историю оно ведет от Хоперского полка, созданного в 1696 году, когда казаки вместе с Петром I участвовали во взятии турецкой крепости Азов.
● Сегодня казаки в составе отряда «Кубань» служат в зоне СВО. Кубанское казачье войско насчитывает 57 тысяч казаков, а вместе с семьями – 166 тысяч человек (данные на начало года).
● Потомки берегут традиции и культуру предков. В краеведческих музеях Краснодарского края постоянно экспонируются предметы быта и гардероба, артефакты, отражающие историю кубанского казачества. Немало в крае этно-усадеб, куреней и подворий, где можно примерить казачьи костюмы, отведать блюда кубанской кухни. Крупнейший в регионе туристический комплекс «Атамань» занимает площадь в 60 га. В натуральную величину там воссоздана казачья станица, демонстрируются и обряды – свадьбы гуляют по-казачьи, и крестины… Поучаствовать может любой желающий.

Последние записи

Равнение на героя! В аэропорту Сочи установлен бюст космонавта Виталия Севастьянова

Каждый, кто прилетает на курорт, сможет узнать о его героической судьбе.

12 часов назад

Редис уродится крупным: огородные секреты

Всего 4 правила помогут вам получить урожай отборного крупного редиса.

15 часов назад

Родственники. Ошиблась, но решила не рассказывать, что она им не родня…

От чужих людей совсем не хотелось уезжать.

17 часов назад

Иммунолог отсоветовала прокалывать уши младенцам

Если процедуру провели неправильно, она может обернуться большими проблемами для здоровья.

1 день назад

Из-за экстремальных вспышек на Солнце на Земле станет больше ураганов

Исследователи проанализировали статистику тропических циклонов за 5,5 тысячи лет.

1 день назад

«Без глютена и поможет похудеть»: чем полезна пшенная каша?

Не путать с пшеничной – ее изготавливают из просо.

1 день назад