5 мая, 16+

Код казачьей доблести: как наших земляков в старину в армию провожали 

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края.

Октябрь на Кубани – особый месяц. В календаре две значимые даты: 14 октября – День образования Кубанского казачьего войска, а 21 октября – День кубанского казачества.

Службе, охране границ наши предки посвящали жизни. Об их доблести, ратных подвигах мы вспоминаем каждый год в эти даты. Вехи родной истории известны нам из учебников. Но знание об обрядах, обычаях – уходит. А они были интересными и самобытными, продиктованными жизнью, полной тревог. Даже одежда несла в себе код, понятный своим и недоступный чужим. Расшифровать его мы попросили этнографа, краеведа, писательницу Валентину Киселеву.

Призывник – а как невеста

Казачество – военное сословие. И казачат с малых лет учили «рубить лозу», то есть владеть шашкой и саблей. Поэтому ко времени, когда подходил срок призыва, парни были готовы. Тем не менее выдерживался алгоритм. Призывников собирал атаман и с каждым держал беседу.

– Как вспоминал один из старожилов Северской: «Воны рослы на глазах станицы, старики и начальство бачили, як пацаны верхами управляются». То есть умеют скакать и оружием владеть, – рассказывает Валентина Киселева. – После беседы с призывниками, убедившись в готовности парней, атаман отправлялся к священнику. В свою очередь батюшка о скором событии – отправке станичников в войско – объявлял на службе в храме. Тут уже все начинали готовиться к «проводам». Это был традиционный семейный праздник, на который собиралось много народа. На «гулянке» призывника украшали. Перевязывали его рушниками, прикалывали к папахе цветы. Это всегда делали мать и крестная. Приколоть цветы могли и знакомые девушки. А если была невеста, она повязывала на руку жениху свой платок, а на папаху вместе с цветком прикалывала носовой платочек. В итоге парень мог выглядеть нарядно, как невеста. Родители угощали гостей, а те приходили с подарками. Несли разное, но нужное. Мыло, кисет, табак, портянки, сало в дорогу…

Ели, пели, танцевали до утра. Родители благословляли сына иконой и давали с собой оберег. Известен случай, когда маленькая иконка, которую надлежало носить на шнурке на груди, спасла казаку жизнь. В бою в нее пуля попала, и, если бы не образок… Часто ещё ладанки надевали на шею. Это маленькие кожаные мешочки. В них насыпали щепотку соли, освященной в храме, или земли родной.

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края.

Кожух особого значения

Еще один ритуал – второй вынос кожуха (тулупа). Первый случался в первый день рождения. Мать стелила кожух и усаживала сынишку. Приглашенные гости клали рядом подарки. Затем малышу крестом выстригали волосы, чтобы защитить от нечистого. После отец сажал сына на коня и объезжал с ним двор – считалось, что это укрепит воинский дух малыша.

– На проводах мать вновь стелила кожух, подводила к нему сына-призывника и ставила на колени, – продолжает Валентина Киселева. – Она умывала сына святой водой и читала молитвы, обращенные к Спасителю, Матери Божией, Ангелу-хранителю с просьбой спасти и сохранить сына. Умыв, вытирала подолом. В это время отец готовил коня. Подводил его, а мать клала поводья в свой подол, откуда сын и должен был взять их. Если парень успевал жениться, то поводья подавала жена. Казак садился в седло, а жена или мать с отцом вели коня под уздцы до места сбора. Там священник читал молитву и кропил воинов святой водой. Наконец, командир отдавал команду, и призывники с песней уходили из станицы.

Говорящие детали

Проводы – не только многоступенчатый ритуал, но и затратный. Снаряжение стоило недешево. Как говорили: «Справные казаки, у кого грошей богато, ти, може, быстро снаряжали сынов. А як грошей нэ дуже много, так ны одын год работы и не тильки мужикам, но и бабам. Они и прялы, и ткалы, и шилы».

Что обязательно входило в снаряжение? Походная одежда: папаха, башлык и бурка. Но нужна была и парадная форма: черкеска, бешмет, штаны, сапоги, пояс с кинжалом, башлык. Папахи были разных фасонов. И названия имели разные. Лохматая, большая папаха – «шарабан», а еще была «кубанка».

– Папаха в жизни казака была очень важна, – объясняет Киселева. – Вот собрались казаки на круг избирать атамана. Все в папахах. Ими и голосуют. Если за – приподнимают головной убор. Если кому-то на нос натянули папаху – значит, слишком много и не по делу говорит, таким образом его слова лишали. А молодые казаки во двор девчатам их кидали, предупреждая, что сватов пришлют. Если девушка папаху назад через плетень перекинула – значит, не мил ей парубок, сватовство позором обернется. А ежели казак погибал, то папаху его под иконами клали в знак того, что теперь и жена его, и дети под защитой Бога и казачьего общества. Бешмет и чекмень – это верхняя одежа. Бешмет – длинная рубаха на подкладе, а чекмень – полукафтан. Черкески переняли у горцев, отсюда и название. Башлык – капюшон с длинными концами. Это самая говорящая деталь одежды. Идет казак по станице, а концы башлыка завязаны на груди. Это значит, казак уже срок срочной службы отслужил. А если концы перекрещены на груди, да еще заправлены за ремень – казак следует по делу. А как забросит казак концы башлыка за спину, значит, он отдыхает, свободен. Бурка казаку служила и в дождь, и в снег, и в ветер. Делали ее из войлока. А еще сапоги  должны были быть справные. Штаны прочные…

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края.

За веру, царя и Отечество

Много чего нужно было служивому. Но главное, конечно, конь и оружие. Коня казак объезжал, воспитывал «под себя» за год-два до службы. Винтовку, револьвер получал из арсеналов Войска. А вот кинжалы, как и сабли, шашки передавались по наследству.

– Личное оружие – шашку или саблю – казак обычно получал в 17 лет, из рук старшего в роду. Это было торжественное, долгожданное событие. Шашка означала, что парубок стал полноправным казаком, а этот статус давал право на земельный пай. На службе в церкви, когда читали «Евангелие», казаки наполовину доставали из ножен шашки в знак того, что готовы защищать веру православную, царя и Отечество. Если казак погибал, товарищи передавали его шашку наследникам. А если их не было, шашку ломали и клали в гроб. Была поговорка: «Шашку да шапку казак может потерять только с головой, это говорит о важности того и другого», – заключает Валентина Алексеевна.

Светлана Лазебная.

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края.

Цифры и факты

● В этом году Кубанское казачье войско отмечает 327-й день рождения. Свою историю оно ведет от Хоперского полка, созданного в 1696 году, когда казаки вместе с Петром I участвовали во взятии турецкой крепости Азов.
● Сегодня казаки в составе отряда «Кубань» служат в зоне СВО. Кубанское казачье войско насчитывает 57 тысяч казаков, а вместе с семьями – 166 тысяч человек (данные на начало года).
● Потомки берегут традиции и культуру предков. В краеведческих музеях Краснодарского края постоянно экспонируются предметы быта и гардероба, артефакты, отражающие историю кубанского казачества. Немало в крае этно-усадеб, куреней и подворий, где можно примерить казачьи костюмы, отведать блюда кубанской кухни. Крупнейший в регионе туристический комплекс «Атамань» занимает площадь в 60 га. В натуральную величину там воссоздана казачья станица, демонстрируются и обряды – свадьбы гуляют по-казачьи, и крестины… Поучаствовать может любой желающий.

Читайте также