15 апреля, 16+

Как черкесы казаков одели: истории национального наряда тысяча лет

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Одежда горцев оказалась настолько удобной и практичной, что распространилась среди всех окрестных народов.

Национальная одежда — не просто костюм. Она отражает климатические и географические особенности местности проживания народа, его эстетические вкусы и взгляды. Она отражает характер нации, взгляды на мужественность и женственность, идеалы красоты. Всё это в полной степени относится к мужскому костюму адыгов (черкесов). Но задумывались ли вы о том, что костюм казака очень похож на черкесский… а почему? Объясняет кандидат исторических наук Александр Савельев.

Для воина — идеально!

Истории этого наряда тысяча лет. Но таким, как мы его знаем, национальный костюм адыгов стал к концу XVIII — началу XIX вв.

Основа — черкеска. Это однобортный распашной приталенный кафтан длиной ниже колен. Без воротника, с широкими и короткими рукавами, с узким кожаным ремнем на талии. Ремень обычно украшали медными или серебряными бляшками, также на нём носили ружейные принадлежности и холодное оружие.

Черкеска — идеальная одежда для конного воина: не стесняет движений, да ещё и с полезными мелочами!

Прежде всего, это газырницы – особые нагрудные карманы, обычно из кожи, для деревянных или костяных пенальчиков (газырей). Хранились в них отмеренные дозы порохового заряда и завернутые в промасленную тряпицу круглые пули для ружья или винтовки. В крайних газырях обычно помещались сухие щепки для растопки костра (высечь искры помогала пряжка ремня). Один из газырей заполняли запасом еды — прессованной смесью из пшена, мяса, сухого бульона и специй. За несколько минут из неё можно было получить вкусный и питательный мясной суп. Количество газырей колебалось от четырёх до восемнадцати на каждой стороне груди.

Походные черкески шили из сукна неброских цветов. Праздничные — из тонких тканей ярких расцветок — красных, синих, зелёных, золотисто-жёлтых, коричневых, фиолетовых.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет — ещё один вид кафтана или полукафтана с высоким, стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Богатые горцы шили бешметы из тонкой шерсти, шёлка ярких расцветок, крестьяне — из домотканого сукна, позже из бумажной ткани. Существовали тёплые варианты, стёганные на вате.

Штаны — самого простого кроя. Две штанины соединялись ромбовидным клином и собирались у пояса шнурком. Обувью служили мягкие ноговицы и чувяки — без каблуков и с закрытой пяткой. Обычные горцы носили чувяки из бычьей или буйволиной кожи, князья — из тонкого сафьяна, украшенные галунами и золотой вышивкой.

Спецодежда для суровых

Важным элементом была бурка — изготовленный из войлока безрукавный плащ белого, чёрного или бурого цветов. Существовали бурки для всадников (длинные, ворсистые, со швами, образовывавшими широкие плечевые выступы) и пеших (короткие, гладкие, без швов). Ценность бурки в походе была огромна. Всадник прикрывался ею от ветра, дождя или палящего солнца, на привале ею укрывался, в бою бурка могла защитить от стрелы или пули на излёте, непрямого скользящего удара клинком.

Знатные охотники носили специально изготовленные для них «суровые» бурки из шерсти убитых ими животных с нашитыми когтями и клыками. Подобным буркам приписывались магические свойства.

Надо отметить, что бурка, вероятно, является самым древним элементом горского костюма, которому 2300 лет. Исследователь А. Кавказов предполагает, что ранними вариантами бурок могли быть чёрные плащи, упоминаемые ещё Геродотом, описывавшим прикавказские страны и народы.

Головными уборами к горскому костюму служили папахи и башлыки. Первые представляют собой меховые шапки (из овчины или каракуля) разнообразных форм и высоты, что зависело от традиций разных народов. Башлык же — это остроконечный суконный капюшон с длинными концами-лопастями для обматывания вокруг шеи. Его надевали на голову или на другой головной убор для защиты от зноя или непогоды.

Лучше не придумаешь

Одежда горцев оказалась настолько удобной и практичной, что распространилась среди всех окрестных народов. Незначительно различались лишь детали. К концу первой четверти XIX в. её переняли терские и линейные казаки, сначала неофициально, но уже в 60-е годы позапрошлого века горский костюм стал униформой Кубанского казачьего войска. А его отдельные элементы распространились куда шире и вообще оказали огромное влияние на российскую военную униформу и одежду.

Так, бешмет стал прообразом знаменитого ватника, а его укороченный вариант превратился в гимнастёрку. Папаха с 1913 года стала головным убором личного состава сухопутных войск Российской Императорской армии, а в Красной/Советской Армии она служила зимней шапкой для полковников и генералов до 1992 года, вернувшись в этом же качестве в современные Российские войска с 2005 года.

Полный же кавказский костюм и сейчас с гордостью носят кубанские казаки.

Александр Савельев, кандидат исторических наук, Краснодар.

Казачьи традиционные костюмы. Фото: Светлана Лазебная.
Адыгские свадебные костюмы, женский и мужской Фото: Светлана Лазебная.
Постолы — адыгская обувь. Фото: Светлана Лазебная.
Адыгские сабо. Фото: Светлана Лазебная.

На каблуках, ах!

Национальные костюмы можно увидеть практически в любом краеведческом музее Краснодарского края. А в частных ещё и пощупать и даже примерить, сделав фото на память.

Например, в Северском историко-краеведческом музее внимание посетителей неизменно привлекают странные башмачки из кожи. Лёгкие, почти невесомые, высохшие и от времени затвердевшие. Называются они постолы. Это самая древняя обувь, изготавливалась из цельного куска сыромятной кожи. Ходили в них, оценив простоту и функциональность и казаки.

Любопытный факт: о постолах вспомнили во времена Великой Отечественной войны. На Кавказском фронте солдаты их носили вместо сапог (обычной обуви не было в нужном количестве).

И ещё одна пара обуви, над которой люди подолгу «зависают», — женские туфли на деревянных каблуках. Выглядят как те, в которых щеголяли японские гейши. Но выставлены они как часть экспозиции свадебной одежды адыгов, живших на территории района до прихода казаков.

Для чего такие каблуки? Объяснение простое: чтобы не испачкать ноги и платье. Во времена, когда не было тротуаров, улицы утопали в грязи. В постолах ходили простолюдинки, а знать гордо несла себя, взобравшись на каблуки. Важно, что девушка на каблуках казалась выше и стройнее. Идеалом красоты у адыгских народов была стройная фигура, высокий рост, плоская грудь и тонкая (50-55 см) талия. В раннем детстве девочку облачали в жёсткий кожаный корсет. Освобождал от него муж, после свадьбы.

Свадебные черкесские наряды также можно увидеть. В том же зале музея выставлены мужской и женский казачьи костюмы. А также черкески, папахи, бурки.

Светлана Лазебная.

Читайте также