Категории: Истории

«Я не делю людей на русских или украинцев»

Кубанская пенсионерка приютила семью беженцев из Донбасс

Наталья и Максим Игольниковы и двое их детей переехали на Кубань из Донбасса, спасаясь от обстрелов. Семья не сразу смогла найти место, куда отправиться. В это время Максим увидел в интернете объявление: в Краснодаре семья готова приютить беженцев. Объявление дала Вера Ефимовна Жердева, вдова российского офицера. Приглашение нашло адресата как раз вовремя — когда у Игольниковых не оказалось крыши над головой.

Бороться с горем — вместе

Вере Ефимовне Жердевой 83 года, она очень бойкая и живая, жалуется только, что в последние годы стала хуже слышать. Беседуя с ней, сразу понимаешь, почему ее семья оказалась готова предоставить временный кров для людей, которых война выгнала с обжитых мест. Тут нет места позерству, игре на публику или желанию «словить хайп». Все прозаично: они сами сталкивались с бедой и знают о ней не понаслышке.

— Я вдова офицера, капитана морской авиации Северного флота, — рассказывает Вера Ефимовна. — Всю жизнь он прослужил на Севере, и я, конечно, с ним. Места там суровые, в одиночку не выживешь. Все помогают друг другу — иначе никак. Мы жили в гарнизоне, и соседи всегда шли к нам со своими бедами. Старались всем помогать — кому делом, кому финансово, кому и просто добрым словом. Сколько могли. И в России всегда так — горе приходит, мы все объединяемся. Хорошему событию радуется каждый по-своему, а вот с горем можно бороться только всем вместе.

По словам Веры Ефимовны, хотя ее папа родом из Луганска, но сама она никогда не была на Украине. Отца по ложному доносу репрессировали в 40-е годы XX века, и он пять лет провел в лагерях Магадана. А маленькая Вера в это время с матерью, братьями и сестрами жила в Вологде. Там же вышла замуж. Работать начала с шестнадцати лет, в том числе трудилась в угольной шахте, спускалась в забой… Сейчас она является ветераном труда и жертвой политических репрессий по закону «О реабилитации…».

— Только тот, кто столкнулся однажды с большим несчастьем, горем, поймет, каково это, и не пройдет мимо беды другого человека, — говорит Вера Ефимовна. — А я видела, как погибают летчики Северного флота целыми экипажами, по 12-13 человек. И сама тоже потеряла родного брата. Людей я не делю по национальности — на украинцев, или русских, или армян, или еще кого-то. Мы живем в России все вместе. И поэтому, когда узнали, что произошло в ЛНР и ДНР, то решили предложить свою помощь.

Наталья Игольникова: «Мы чудом выжили и решили уехать в Россию». Фото Геннадия Аносова, «Российская газета».

Из имущества — пара сумок

Дом Веры Ефимовны расположен в поселке Знаменском — симпатичном месте в пригороде Краснодара с развитой инфраструктурой, школами, магазинами и больницей. Сам дом, хотя и двухэтажный, но небольшой, без всякой вычурности. Хозяйка встретила нас на пороге.

— Только пять дней, как они приехали с Донбасса, а Максим, глава семейства, уже работу нашел, — рассказывает Вера Ефимовна. — Сейчас его нет: в семь часов утра уходит и к семи вечера только возвращается. А Наталья, жена, — с детьми.

Приняв беженцев из ЛНР, Вера Ефимовна выделила им весь верхний этаж в доме. Там есть зал и спальня. Поднимаемся к ним. В большой комнате топится дровяной камин (газа в доме нет) и поленья уютно потрескивают, распространяя тепло. Рядом кругами бегает девочка лет пяти, весело машет руками и кричит:

— А я бабочка, я бабочка! А тут вот Чебурашка уселся!
— Это моя дочка, Милана, она так играет, ей скучно, — поясняет Наталья Игольникова. — А вот Илья, ему шесть лет, в сентябре в школу пойдет здесь, в Знаменском. Я сегодня ездила — договорилась. Тут, оказывается, ходит школьный автобус, может забирать ребенка прямо от дома. Это очень удобно!

Серьезный мальчишка, о котором шла речь, тем временем уселся на высокий выступ камина, свесил ноги и с интересом нас разглядывал.

Мы начинаем разговаривать с Натальей, и она рассказывает, что родилась и выросла в городе Ровеньки Луганской области. Осталась там и после 2014 года: несмотря ни на что, жить можно было. Все бросать, расставаться с родственниками и друзьями не хотелось. Но вот наступил 2022-й, и в середине февраля всего в нескольких кварталах от ее дома взорвали большую нефтебазу. Страшный взрыв произошел внезапно, а от ударной волны выбило стекла, людей, находившихся на улице, повалило с ног. Только по случайности никто не пострадал. Всего за три часа до этого Наталья забрала своего сына от родственников, дом которых находился прямо через дорогу от взорванной нефтебазы и сильно пострадал.

Произошедший на нефтебазе пожар тушили всю ночь, и, чтобы справиться с ним, пришлось даже вызвать пожарные бригады из Луганска. Своих сил МЧС в городе Ровеньки не хватило. Наталья поняла, что чудом осталась жива вместе с ребенком, и решила, что надо уезжать. По разным причинам выбраться из Луганской области получилось только 5 марта. Ехать Наталье пришлось самостоятельно, с двумя детьми на руках, поэтому из вещей удалось взять только пару набитых до отказа сумок. Всего остального семья лишилась. По стечению обстоятельств муж Максим оказался в России чуть раньше (когда начались события на Украине, он был в Санкт-Петербурге и не смог вернуться) и встречал супругу с малышами уже только в Краснодаре. Так все они оказались в доме у Веры Ефимовны.

Просто бабушка Вера

— Я называю ее просто бабушка, — рассказывает Наталья Игольникова. — Но она человек военный, и в хозяйстве здесь все строго! Не полежишь, не поленишься. Вставать надо никак не позже 8.00 утра — и сразу постель заправлять, все убирать, дров и воды наносить. Как говорится, по распорядку. Словом, целый день мы заняты, а вечером встречаем Максима. По специальности он шахтер, а здесь устроился на предприятии по производству тротуарной плитки. Я по профессии парикмахер и тоже хочу чуть позже выйти на работу. Мы работящие, бездельничать не собираемся.

По словам Натальи, в планах семьи немного обжиться и затем переехать на отдельную съемную квартиру или купить ее в ипотеку, если получится. При этом они очень благодарны Вере Ефимовне за то, что она их приютила, ведь, потеряв все, платить за аренду жилья Игольниковы пока не в состоянии. Покинув родную Луганскую область, они понимают, что вряд ли уже туда когда-нибудь вернутся, и всю дальнейшую жизнь связывают с Россией.

Юрий Гень, «Российская газета»

Share

Последние записи

Поезда из Москвы на юг пойдут быстрее

Владимир Путин распорядился сократить время пути от столицы до черноморских курортов по железной дороге до…

17 часов назад

Мокрицу — в салат: сорняк очень полезен для здоровья

Трава поможет успокоиться, укрепить иммунную систему, улучшит пищеварение.

18 часов назад

Праздник труда на родных сотках: календарь дачных работ на май

Для садоводов и огородников последний месяц весны - не только праздники и уютные посиделки за…

20 часов назад

«Нежирной» не бывает: врач рассказал, почему колбаса вредна для здоровья

Опасность представляет большое количество насыщенных жиров в ее составе.

2 дня назад

Праздничное угощение: 5 рецептов вкусной творожной пасхи

Готовьте с любовью - и все у вас получится на славу!

2 дня назад