28 апреля, 16+

Царская дорога: память о грандиозной стройке на Кубани не угасла и век спустя

Фото: montypeter/Freepik

История железной дороги, которая могла сыграть важнейшее значение для жителей и экономики Кубани и Ставрополья. Почему о ней вспоминают до сих пор?

Начну с исторического факта. 3 августа 1913 года в газете «Кубанский край», которая издавалась в то время городе Екатеринодаре, было опубликовано такое уведомление:
«Председатель общества Ейской железной дороги Ненашев уведомил атамана ст. Калниболотской, что 28 июня с.г. совет министров одобрил проект железной дороги Сосыка – Медвежье (село Медвежье Ставропольской губернии, теперь село Красногвардейское Ставропольского края, — прим. И. Бойко), которая пройдёт  через станицы: Весёлая, Незамаевская, Калниболотская, Новопокровская, Успенская, Ильинская и т.д. до Преградного».
29 января 1914 года в этой же газете было опубликовано сообщение: 
«Начальником Ставропольской губернии получена из Петербурга следующая телеграмма: «Комиссия (о новых дорогах) постановила представить Ейскому обществу постройку линии Сосыка – Ея – Медвежье – Преградное, выразив желание её продления до Петровского». 

Прочитав заметки, я вспомнил рассказы стариков об этой железной дороге, наличие которой решило бы многие проблемы и обычных жителей Кубани и Ставрополья, и предпринимателей. Она соединила бы наши станицы Ильинскую, Калниболотскую и Новопокровскую с городом Ейском, где уже в начале 20 века был наиболее важный порт Кубанской области. Через него вывозили в зарубежные страны значительную часть, выращенного на кубанских полях зерна. В Ейске в те годы планировали построить и мощный глубоководный порт. Потому заранее обдумывали пути доставки в город высококачественного кубанского зерна, которое высоко ценилось за рубежом.

Эта дорога имела огромное значение для развития экономики всей Кубани и обеспечила бы хорошие условия для перевозки пассажиров. Но властям города Ейска, думающим о благе населения, долгое время не удавалось получить согласие хозяев Владикавказской железной дороги даже на строительство участка протяжённостью 135 вёрст от Ейска до станции Сосыка (станицы Павловской). После долгих переговоров, власти Ейска привлекли к строительству этой дороги частных лиц. В городе, под надзором Министерства путей сообщения, создали правление общества Ейской железной дороги.

10 июля 1911 года железную дорогу Ейск – Сосыка сдали в эксплуатацию, по ней началось движение поездов.

В исторической справке, составленной в 2014 году главным специалистом Государственного архива Краснодарского края А.В. Бабичем, сообщается, что
«В феврале 1912 года перед правительством было возбуждено ходатайство о постройке железнодорожного пути от станции Сосыка до села Преградного. 28 июня 1914 года император Николай Второй утвердил дополнение к уставу общества Ейской железной дороги, в соответствии с которым оно обязывалось за свой счёт построить железнодорожную линию от станции Сосыка Ейской железной дороги, через станцию Ея Владикавказской железной дороги, до села Преградного Медвеженского уезда Ставропольской губернии, общим протяжением около 160 вёрст и снабдить её подвижным составом и всеми принадлежностями эксплуатации».

Предполагалось на пути движения поездов открыть станции в станицах Незамаевской, Калниболотской, Новопокровской, Ильинской, Успенской, Новолокинской. В феврале 1916 года на этом важном участке было произведено отчуждение земли для железной дороги и начались работы по её сооружению, несмотря на мировую и гражданскую войны.

Строительство вели в основном вручную, огромное количество грунта, строительных материалов за многие километры от стройки перевозили на волах. Сделано было немало: соорудили мощную насыпь, бетонные опоры для мостов. Но с приходом Советской власти деятельность общества Ейской железной дороги прекратилась. Из-за недостатка средств строительство железной дороги приостановили, хотя, судя по картам того времени, она оставалась в планах.

С тех пор прошло много лет. Давно уже умерли живые свидетели той грандиозной стройки. Но память о ней не угасла. В нескольких километрах от посёлка Восход Новопокровского района, в поросших камышом балках до сих пор возвышаются огромные бетонные быки (промежуточные опоры строящегося железнодорожного моста, — прим. И. Бойко), напоминающие о строительстве «царской дороги» Сосыка – Медвежье. В советское время их пытались убрать, но никакая техника не смогла разрушить мощный бетон. Сохранились и карты, на которых нанесена строящаяся железная дорога. А вот земляную насыпь во многих местах сравняли с уровнем полей бульдозерами. Следы от этой великой, экономически важной для Кубани и Ставрополья стройки, уцелели только на отдельных участках.

Карта 1937 года с обозначением строящейся в наших местах железной дороги.
Вот такие быки пока ещё остались от стройки века

Оставшиеся фрагменты строящейся дороги – это скромный памятник тем великим временам в истории России, когда в ней оживилась экономическая деятельность. Когда не только государство, но и предприниматели думали о перспективе развития и делали всё возможное для расширения товарного производства в сельском хозяйстве и развития внешней торговли, для улучшения пассажироперевозок в наших отдалённых от губернских городов местах.

Радует то, что, несмотря на вековое воздействие природы и людей на остатки важнейшей стройки начала 20 века, кое-где остались её заметные следы. И сейчас каждый, побывавший там, и, осмотрев бетонные монолиты, может убедиться, насколько серьёзно подходили наши предки к любому начинанию, как дорожили они своей репутацией созидателей. И было бы неплохо для увековечивания памяти об этом важном  историческом факте, на оставшихся в степи «быках» установить таблички, извещающие о строившейся когда-то железной дороге.

Иван Бойко, краевед, станица Новопокровская.

Читайте также