Вот и наступил новый учебный год для наших детей. Почти 17 миллионов юных россиян сели за парты. В Министерстве просвещения решили не переводить школьников на «удаленку». Время тревожное, вирус не отступает, но жизнь продолжается – в городах и станицах открылись новые школы, родители проводили своих нарядных первоклашек в новый мир. Теперь важно помочь ребенку справиться с учебной нагрузкой, поддержать и защитить от возможных проблем в школе.
Накануне 1 сентября в «Московском комсомольце» провели прямую линию с участием доктора педагогических наук, заслуженного учителя России Евгения Ямбурга. Родители, бабушки и дедушки задали ему множество волнующих их вопросов. Например, что делать, если ребенок боится школы, как объяснить первокласснику разницу между школой и садом, как возможная «дистанционка» отразится на знаниях? И вот что ответил Евгений Александрович:
– Некоторые родители сами нагнетают обстановку вокруг школы, пугают, что «там все будет по-другому». На самом деле больших изменений для детей не будет – 1 класс очень адаптационный, там нет оценок, почти нет домашних заданий. Большая часть занятий выстроена по принципу игры. Родителям нужно рассказывать малышам, что школа – это весело и интересно, что там решают творческие задачи. Важно правильно настроить и мотивировать ребенка. Если вы хотите ему помочь, не стоит забивать его голову программой первого класса. Лучше сосредоточиться на развитии мелкой моторики, координации движений, на социализации и общении. А дистанционка не так плоха, как принято считать среди родителей. Результаты ЕГЭ этого года показали, что дети не хуже, а даже лучше усвоили знания. Это связано с тем, что среди детей есть интроверты, и им даже проще учиться и отвечать учителю по видеосвязи, чем перед всем классом в школе. Успеваемость таких детей за время дистанта только улучшилась. Но пренебрегать очной формой тоже не стоит. Главное в уроке, по моему мнению, – передача ценности и смысла культуры. А это надо делать «глаза в глаза», когда дети сидят, замерев, и слушают своего учителя.
Психологи советуют родителям не перегружать ребенка кружками и секциями. Да, конечно, хочется, чтобы он был всесторонне развит, занят полезными делами. Но важно соблюдать баланс, иначе можно просто «задавить» ребенка большой нагрузкой. Если у него не будет времени поиграть и отдохнуть – стресс неизбежен. Усталость может привести к тому, что он не сможет усваивать школьную программу от того, что у него голова «пухнет» от всяческих творческих кружков, секций, «музыкалок», «художек» и так далее. Поэтому важно вводить занятия в распорядок дня школьника постепенно. Идеальный интервал – полмесяца или месяц.
В начале года особенно важно, чтобы все сферы были вплетены в режим органично. Первые дни и недели обучения – сложный период для детей. Очень много умственной нагрузки, которую нужно разбавлять физической и творческой. После того как дети привыкнут к возвращению за парту (дайте им хотя бы пару недель), разумно начать заниматься спортом. Еще чуть позже – творчеством. Полезны будут также массажи, расслабляющие процедуры. Главное правило – вводить нагрузку постепенно и разнообразно.
Можно вместе с ребенком прийти на пробное или первое занятие в секции, познакомиться с преподавателем и учениками. Не нужно стесняться заботы и вовлеченности в его жизнь. Тем более, вы узнаете, как проходят занятия, что будет необходимо, а ваш ребенок почувствует поддержку, которая ему особенно важна в самом начале занятий.
Важно выбрать то, что ребенку действительно нравится и к чему он тянется. Можно начать с самых любимых увлечений малыша, а потом постепенно добавлять по одной активности. При этом важно следить за успеваемостью в школе. Если она начнет падать, то это, возможно, от повышенной усталости. В этом случае придется пересмотреть расписание и от чего-то отказаться. Помните, что занятия спортом и творчеством изначально должны приносить ребенку радость, а результат – дело второе.
Вот какие методы помощи тем, кого обижают в школе, предложила детский психолог Регина Беседа.
1. Когда кто-то ведет себя по отношению к ребенку агрессивно – физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь – составить список хороших качеств ребенка, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у него в голове всплывает список собственных позитивных черт.
2. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит – а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.
3. Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли станет себя так вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении – то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же – в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.
4. Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается – тем интереснее тирану.
5. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та – ей: «тебе видней, ты умная»… Смысл этих методов – толстокожести, парирования – в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.
6. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность победить.
7. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он станет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.
Удачи вам, родители, бабушки и дедушки! Берегите своих детей и внуков, помогайте им и обязательно говорите, как вы их любите!
Надежда Правдина.
Истории подвигов важно сохранить для потомков.
Супруги Бойченко из Сочи всю жизнь работают фельдшерами скорой медицинской помощи.
Знаком судьбы стал колокольный звон.
Собирать урожай можно круглый год.
Эти маленькие членистоногие таят в себе реальную угрозу.