25 апреля, 16+

Как помочь первокласснику справиться с учебной нагрузкой и защитить от проблем в школе: советы психолога

Вот и наступил новый учебный год для наших детей. Почти 17 миллионов юных россиян сели за парты. В Министерстве просвещения решили не переводить школьников на «удаленку». Время тревожное, вирус не отступает, но жизнь продолжается – в городах и станицах открылись новые школы, родители проводили своих нарядных первоклашек в новый мир. Теперь важно помочь ребенку справиться с учебной нагрузкой, поддержать и защитить от возможных проблем в школе.

«Глаза в глаза»

Накануне 1 сентября в «Московском комсомольце» провели прямую линию с участием доктора педагогических наук, заслуженного учителя России Евгения Ямбурга. Родители, бабушки и дедушки задали ему множество волнующих их вопросов. Например, что делать, если ребенок боится школы, как объяснить первокласснику разницу между школой и садом, как возможная «дистанционка» отразится на знаниях? И вот что ответил Евгений Александрович: 

– Некоторые родители сами нагнетают обстановку вокруг школы, пугают, что «там все будет по-другому». На самом деле больших изменений для детей не будет – 1 класс очень адаптационный, там нет оценок, почти нет домашних заданий. Большая часть занятий выстроена по принципу игры. Родителям нужно рассказывать малышам, что школа – это весело и интересно, что там решают творческие задачи. Важно правильно настроить и мотивировать ребенка. Если вы хотите ему помочь, не стоит забивать его голову программой первого класса. Лучше сосредоточиться на развитии мелкой моторики, координации движений, на социализации и общении. А дистанционка не так плоха, как принято считать среди родителей. Результаты ЕГЭ этого года показали, что дети не хуже, а даже лучше усвоили знания. Это связано с тем, что среди детей есть интроверты, и им даже проще учиться и отвечать учителю по видеосвязи, чем перед всем классом в школе. Успеваемость таких детей за время дистанта только улучшилась. Но пренебрегать очной формой тоже не стоит. Главное в уроке, по моему мнению, – передача ценности и смысла культуры. А это надо делать «глаза в глаза», когда дети сидят, замерев, и слушают своего учителя.

Постепенно и разнообразно

Психологи советуют родителям не перегружать ребенка кружками и секциями. Да, конечно, хочется, чтобы он был всесторонне развит, занят полезными делами. Но важно соблюдать баланс, иначе можно просто «задавить» ребенка большой нагрузкой. Если у него не будет времени поиграть и отдохнуть – стресс неизбежен. Усталость может привести к тому, что он не сможет усваивать школьную программу от того, что у него голова «пухнет» от всяческих творческих кружков, секций, «музыкалок», «художек» и так далее. Поэтому важно вводить занятия в распорядок дня школьника постепенно. Идеальный интервал – полмесяца или месяц.

В начале года особенно важно, чтобы все сферы были вплетены в режим органично. Первые дни и недели обучения – сложный период для детей. Очень много умственной нагрузки, которую нужно разбавлять физической и творческой. После того как дети привыкнут к возвращению за парту (дайте им хотя бы пару недель), разумно начать заниматься спортом. Еще чуть позже – творчеством. Полезны будут также массажи, расслабляющие процедуры. Главное правило – вводить нагрузку постепенно и разнообразно.

На занятия – вместе

Можно вместе с ребенком прийти на пробное или первое занятие в секции, познакомиться с преподавателем и учениками. Не нужно стесняться заботы и вовлеченности в его жизнь. Тем более, вы узнаете, как проходят занятия, что будет необходимо, а ваш ребенок почувствует поддержку, которая ему особенно важна в самом начале занятий.

Важно выбрать то, что ребенку действительно нравится и к чему он тянется. Можно начать с самых любимых увлечений малыша, а потом постепенно добавлять по одной активности. При этом важно следить за успеваемостью в школе. Если она начнет падать, то это, возможно, от повышенной усталости. В этом случае придется пересмотреть расписание и от чего-то отказаться. Помните, что занятия спортом и творчеством изначально должны приносить ребенку радость, а результат – дело второе.

Как помочь, если обижают

Вот какие методы помощи тем, кого обижают в школе, предложила детский психолог Регина Беседа.

1. Когда кто-то ведет себя по отношению к ребенку агрессивно – физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь – составить список хороших качеств ребенка, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у него в голове всплывает список собственных позитивных черт.

2. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит – а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.

3. Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли станет себя так вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении – то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же – в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.

4. Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается – тем интереснее тирану.

5. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та – ей: «тебе видней, ты умная»… Смысл этих методов – толстокожести, парирования – в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.

6. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность победить.

7. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он станет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

Удачи вам, родители, бабушки и дедушки! Берегите своих детей и внуков, помогайте им и обязательно говорите, как вы их любите!

Надежда Правдина.


Читайте также