30 апреля, 16+

Почему пострадала «Туапсинка»? От разрушенной железной дороги остались живописные арочные мосты

В Краснодарском крае немало заброшенных мостов. Один из них – Веселовский, арочный, который находится в Успенском районе. Когда-то он был частью железной дороги из Ставрополя в Армавир, разрушенной во время Гражданской войны. 

Местные жители называют разрушенную железную дорогу с несколькими мостами «Туапсинка». Правда, самого железнодорожного полотна уже нет. А вот арочные мосты остались.

Веселовский считается самым высоким из четырех мостов на участке. Он полностью состоит из бетона. Арки изготовлены отдельно. Путь и пешеходная дорожка частично обрушены. Туристов здесь мало. Но когда через Ставропольский край проходил маршрут ралли «Шелковый путь», мосты «Туапсинки» играли роль «трибун».

На сайте perito-burrito.com журналист Антон Дьяконов рассказал об истории строительства «Туапсинки»: «Все началось в 1909 году как реакция на монополию частной Владикавказской железной дороги, которая открылась в конце XIX века на юге России. Крестьянам и купцам Ставрополя было невыгодно пользоваться этой дорогой из-за высоких цен, установленных ее владельцами, но им было необходимо доставлять зерно и товары в крупные города. Для финансирования строительства образовали акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги, акции которого принадлежали купцам, крестьянам и казакам Ставропольской и Кубанской губерний. Дорогу называли «народной» и «хлебной», поскольку по ней собирались возить в том числе и хлеб».

Первый участок дороги, от Армавира до Туапсе, заработал в 1915 году. Через год здесь начали ходить поезда. Мосты строили с использованием железобетона, конструкции возводили по проектам каменных мостов с арочными пролетами. Веселовский мост еще называют «немецким», потому что проектировали его инженеры из Германии и Бельгии. В публикации на сайте tuapsinka.ajp.ru, которая посвящена истории «Туапсинки», отмечено, что около Ставрополя находятся, возможно, самые старые бетонные мосты в России.

В годы Гражданской войны «Туапсинка» очень пострадала. Вот как это было: «С путей Туапсинки открывались панорамы местности вплоть до Стрижамента и Кубани на запад, юг и восток от Ставрополя. Трудно придумать более выгодную позицию для тяжелых орудий бронепоездов, активно принимавших участие в боевых действиях на Туапсинке в районе сел Демино, Татарка и Надзорное в сентябре – ноябре 1918 г. при обороне Ставрополя Добровольческой армией. В результате дорога была разрушена во многих местах и после не восстанавливалась. В 1922 г. было принято решение о ее закрытии. Рельсы и шпалы были использованы при строительстве участка Петровское (Светлоград) – Благодарное, пуск которого состоялся в 1928 г.», – рассказали авторы публикации. Сохранившаяся часть «Туапсинки» считается одной из последних в России, по которой ходили паровозы (последний – в 1996 году).

Как доехать до Веселовского моста? Он находится в трех километрах от хутора Веселый. На машине от Армавира ехать меньше часа. До Веселого идет автобус № 149.

Виктория Андреева.

В Республике Адыгее есть уникальный старинный мост. Его называют Яичным. Построенный казаками, он стал украшением станицы Даховской и считается памятником архитектуры.  Об истории сооружения и как добраться, чтобы увидеть мост, которому уже больше века, читайте здесь.

Читайте также