Папа и мама не говорят о своих чувствах вслух, всё говорят их взгляды.
55 лет назад он сказал: «Выходи за меня! Я буду работать, мы справимся!» «Мы, – поправила она. – Мы будем работать!» Отмечая изумрудную свадьбу, супруги с удовлетворением подводили итоги: справились! «Не было в жизни отца другой девочки, девушки, женщины. И он для мамы – навсегда единственный!» – трогательной историей любви родителей с нашей редакцией поделился Алексей Тодоренко.
Плоды труда
Жизнь краснодарского мальчишки по имени Паша изменилась после того, как в доме напротив поселилась семья из Одессы. Паша увидел Лену и «пропал».
Забавное совпадение: Лена родилась в день рождения В.И. Ленина – 22 апреля, а Паша – 26 февраля, в день рождения Н.К. Крупской.
Пара с юмором козыряет этим обстоятельством, но, если без шуток, они действительно – соратники. На двоих делят радости и тревоги, и даже потомство у них парное: детей двое, внуков тоже, правнуки в двух экземплярах (во всяком случае, пока).
– Папа – мастер пошива верхней одежды, – говорит Алексей Тодоренко. – Всегда они с мамой шили на заказ. Нас с сестрой одевали так, что все думали, что мы с ног до головы в дефицитном импорте. Плюс огород без единой соринки, бахча… Я, просыпаясь в шесть утра на тренировку, заставал их на ногах. И когда ложился, они были чем-то заняты. До сих пор не понимаю, когда же они спали?
Накопили на домик в Пашковском микрорайоне. Отстроили, как местные говорят, «хоромы». В гости напрашиваются поглазеть. На 12 сотках все растет: и клубника, и малина, прочая ягода с овощами… Главная достопримечательность – пруд. Его также выкопал сам хозяин и с помощью сына совершенствует год от года. Чашу пруда отсыпали камнем, посадили специальные растения – природные фильтры.
Компрессор поставили для циркуляции и насыщения кислородом. Рыбе привольно – подтвердит Василий, который в пруду живет уже четыре года.
– Вначале запустили карасиков, потом «золотых рыбок» – парчовых японских карпов, а после решили выращивать «что-то поинтереснее». Выбор пал на осетровых, – объясняет Алексей. – Сейчас рыбное поголовье представлено молодью: 20 осетров по 150–200 граммов и шесть по два килограмма. Василий – белуга, уже 12 килограммов набрал! Привезли мальком из питомника, дрожали над ним и привязались как к домашнему любимцу. А друзей не едят! Будет жить, решили родители, сколь природа ему отмерит!

Милые детали
Лене (Елене Леонидовне) 77, а Паше (Павлу Васильевичу) 75. Энергичные и моложавые, они не любят, когда к ним обращаются по имени-отчеству. Давно уже на пенсии, но к праздности привычка не выработалась. Как в молодости встают на рассвете – этого требуют огород, сад…
Каждодневный труд для них – не обуза, а радость и вдохновение – ведь так приятно делиться полезным и вкусным, заботливо выращенным своими руками.
– Мама при этом, как принято говорить, «продвинутая». Освоила компьютер, Интернет, создала группу «Пашковская ярмарка», и жизнь там кипит. Народ обсуждает рассаду, делится рецептами, – продолжает Алексей. – Папа погружен в политику и на этом поле эксперт. Оба они современные, удивляют широтой кругозора.
Молодость, уверен сын, продлевает привычка к ЗОЖ.

Утро мамы начинается с бассейна. После ужина выходит на прогулку с палками – давно уже увлеклась скандинавской ходьбой. А отец гордится победой над давней, даже древней зависимостью – курением. Внук родился! Хотелось его нянчить, не опасаясь, что разит табаком. Дедушка для Ильи стал первым другом. Отношения характеризует милая деталь: маленький внук пришел к умозаключению, что Пашковка названа в честь деда Паши!
Никуда не деться уже и от медицинского контроля. Каждый год супруги проходят диспансеризацию. Ну и, конечно, они находят время для отдыха и общения с друзьями – это тоже важно для отличного самочувствия.
– Среди увлечений мамы пазлы – она собирает панно из 3000 элементов и рисование «по номерам». Вдвоем родители выбираются на рыбалку. Дважды в месяц с друзьями-ровесниками, такими же «живчиками», играют в карты, пара на пару. Как-то приходят: дядя Вова с рукой в гипсе, а тетя Тома на костылях. Он, как оказалось, сломал ключицу, когда гонял на лыжах. А тетя Тома повезла мужу передачку в больницу. Выходила из машины – ногу сломала! В одной палате лежали. Нельзя было удержаться от хохота, когда они расписывали свои приключения!
Было очень смешно Алексею, но и немного грустно. Кажется, страсть и интерес к жизни, безудержный оптимизм, присущий первым послевоенным поколениям, лишь в малой степени достались их потомкам. Но все это корректируется – стоит лишь чаще общаться с ними.
– Нас с сестрой родители не воспитывали, – говорит Алексей. – Мы просто жили на примере их любви друг к другу – безусловной и бесконечной. Был случай в моем детстве – отец защитил нас от грабителя. Наркоман перелез через забор ночью, вскрыл машину и пытался завести отмычкой. Не вышло – стал ломиться в дверь, требуя ключ и угрожая! Отец заслонил нас собой, вырубил налетчика хуком в челюсть. За свою Лену он бы и до смерти дрался! Папа и мама не говорят о своих чувствах вслух, но иногда я ловлю их взгляды, обращенные друг на друга. Столько нежности в них, что слова не нужны. Любуюсь ими в такие минуты. От тепла их отношений и моя душа согревается… Пусть родители, мои и чужие, живут долго-долго-долго!
Светлана Лазебная.