29 апреля, 16+

Зажечь факел, а не наполнить сосуд: как на Кубани работает система наставничества для «проблемных» подростков

И.В. Григорян. Фото из личного архива.

Важно найти мотивации для ребенка, чтобы он раскрылся и захотел развиваться.

Уже четвертый год на Кубани работает система наставничества для подростков, нуждающихся в особом подходе и внимании. Персональные кураторы появились у 1200 ребят. В Успенском районе наставницей для двух школьников из села Коноково стала директор поселенческой библиотеки Инна Григорян. Наставничество – работа сложная, кропотливая, но неоплачиваемая. Что дал этот опыт детям и наставнице, можно ли эксперимент считать удачным?

Данила – мастер

«На заметку» социальных служб или полиции дети попадают по разным причинам. Механизмы помощи включают общую установку – быстрое реагирование на внештатные ситуации. Но не хватало самого простого и важного – человечности, близости. Вероятно, поэтому и было в 2019 году разработано положение о наставничестве. Взрослым кубанцам с авторитетом, весом в обществе предложили «подхватить» живущих рядом «проблемных» детей. Проникнуться, нащупать корень проблем и помочь решить их.

Так, в 2020 году, наставницей для Даниила стала Инна Владимировна Григорян, директор Коноковской поселенческой библиотеки. Два года спустя появилась вторая подопечная – Вика.

– Даниил – мальчик из большой семьи, учился в 5-м классе. Стал в какой-то момент неуправляемым. Пропускал уроки, не слушался. Мне предложили стать его наставницей. А почему нет, я ведь в библиотеке занимаюсь с детьми? – поделилась Инна Владимировна. – Даниил оказался приятным парнишкой. Не злой. Даже читать, к моей радости, любил! Просто настал период взросления, когда понятия бунта и доблести путаются и подменяются. Мальчика немного занесло.
Психологи подобрали остроумный лозунг для переходного возраста: «Назло маме отморожу уши!» Смысла в агрессивных вспышках протеста – ноль. Подспудно понимают это и сами подростки, но избавиться от маски бунтаря бывает сложно. 

– Мы обсудили с Даниилом его любимые книги – он обожал фантастику и приключения. Я порекомендовала интересных авторов. Постепенно список прочитанного рос, в него включались новые жанры, в том числе поэзия. Вскоре он декламировал стихотворение нашего местного поэта на краевом конкурсе чтецов и занял первое место! 

Кажется, подросток страшно удивился победе и диплому. И, безусловно, ему понравилось ощущение триумфа. И если прежде он старался «держать лицо», то минута славы избавила его от этой необходимости. С тех пор в библиотеке Даниил бывает каждый день. Хулиганскую «карьеру» он благополучно завершил.

– В школу бежит – заскочит поздороваться, – улыбается Инна Владимировна. – После уроков сразу к нам: «Чем помочь?» С удовольствием ремонтирует книги и с присущей горячностью подсказывает другим, что почитать: «Там такое, такое, что прямо «Ах!» 

Мальчику уже исполнилось 14, но по прежнему это первый помощник в детской библиотеке – волонтер. Помогает готовиться к разнообразным праздникам и мероприятиям, участвует во всех конкурсах. Однажды в знак особого расположения принес… сказочную избушку! Даниил сам смастерил ее на уроках труда, мастерски вырезал наличники, крышу украсил коньком. Все были в восторге, особенно малышня. 

С наставницей мальчик обсуждал свой дальнейший путь. Со взрослой рассудительностью сообщил, что станет как старший брат – мастером-технарем. В Успенском колледже учат на электриков, сварщиков… Даниил, по его словам, будет работать, зарабатывать, помогать семье, а в свободное время – читать!

Виктория – победительница

Знакомство с Викой состоялось 3 марта 2022 года – Инна Владимировна отлично помнит тот день. В библиотеку шестиклассницу привела бабушка. Девочка держалась настороже, молчала или отвечала на расспросы односложно.

Девочка сложная, имеющая поведенческие отклонения, связанные с расстройством здоровья. В школе у угрюмой и готовой вспыхнуть как порох девочки не складывалось ни с учебой, ни с одноклассниками.

– Опыт наставничества над Даниилом был прекрасен. Я думала, тропинка проторена, мы легко пойдем по ней с Викой, но все оказалась куда сложнее, – поделилась Инна Владимировна. – Девочка книги читала редко, общение было для нее испытанием мучительным.

Бабушка приводила внучку раз в неделю, на полчаса – больше девочка не выдерживала. Бабушка сидела рядом. Вика на нее оглядывалась: «Ты здесь, не ушла?» И почти ничего не слышала, настолько велико было беспокойство.

– Поначалу мы брали какую-то книгу и просто картинки рассматривали, – вспоминает наша собеседница. – Потом мастерили бумажных куколок и придумывали их истории. Затем я предложила читать истории, придуманные писателями. Мы ходили в наш музей в компании с другими детьми, все вместе размышляли на темы войны – как это было сложно и как бы мы себя повели?

Понемногу Вика втягивалась в чтение и дискуссии, стала рассказывать о себе. Однажды разоткровенничалась: «Меня никто не понимает, у меня никогда не было подруги». Но библиотека – особенное место. Это клуб по интересам, где все свои. К Вике подошёл мальчик: «Привет, а как тебя зовут?» И девочка решила познакомиться: «А что ты делаешь? Ой, куколка? Давай поиграем?»

Дети Вику приняли. И она, действительно, впервые ощутила себя ровней в коллективе. Бабушка со спокойной душой оставляла внучку в библиотеке на час и больше, не опасаясь срывов.

– Чтение на вкус Вика распробовала, – говорит Инна Владимировна. – Но любопытно, что сказки ее не увлекли вовсе, а полюбился Лев Толстой с его детскими рассказами, наполненными правдой жизни. Короткие – ничего лишнего – и с моралью.

Прогресс за два года –значительный и убедительный. Девочка повзрослела. В учебе подтянулась, с одноклассниками общается. Ее будущее – пока еще чистый лист, но уже точно не черная метка.

Читая правильные книги, человек формирует мировоззрение и убеждения. Фото: freepik/Freepik

Коноковский феномен

Это была отличная идея – доверить наставничество директору библиотеки. Важность и силу книги дала прочувствовать пандемия. Как только были сняты ограничения, читальный зал загудел. Пришли даже дети, в горячей дружбе с литературой прежде не замеченные. Все как один говорили, что соскучились. Электронные книги – не то, настоящие – бумажные. Многие признавались, что тосковали по шелесту страниц, особому запаху. И это неспроста. Ученые давно доказали, что традиционные бумажные книги лучше воспринимаются и написали тома о влиянии литературы на воспитание, формирование личности. И надо ли говорить, что функции библиотеки сегодня вовсе не укладываются в формулу «выдать – книгу – получить назад». Это мощный культурный центр, образовательный и просветительский.

Неудивительно, что когда в местной администрации обсуждали как помочь Даниилу, а затем Вике, все посмотрели на Григорян. И тут важно сделать акцент. Инна Владимировна – депутат Совета Коноковского сельского поселения с пятилетним стажем (и земляки просят избираться на второй срок). А главная задача Совета – помощь землякам. Зарплат депутаты не получают, по сути они те же волонтеры, но с особыми полномочиями. Можно сказать, что это служба быстрого реагирования, скорая социальная помощь. 

Село Коноково небольшое, около 9000 жителей. И это скорее преимущество. Каждый на виду, а значит, не остается наедине со своими проблемами. В Коноково почти нет семей и детей в социально-опасном положении, их сразу «подхватывают». Депутаты, администрация, представители ключевых служб работают в тесной связке. По вторникам собираются на планерке у главы, обсуждают дела, новости. И если в какой-то семье что-то случается, занимаются ею адресно, дружно, эффективно. 


– Мне кажется, в одиночку наставнику очень сложно справиться, – объясняет Инна Владимировна. – Но я соглашалась без страха, с уверенностью, что помогут мне многие. Так и вышло, схема «связки» сработала. Коллеги, учителя, школьные психологи делились наблюдениями, рекомендациями, советами… 

Наставничество – это еще одна форма волонтерства, непростая и ответственная. Не так-то просто расположить к себе чужого ребенка, особенно если он дерзок или угрюм. Потребовалось терпение, душевные затраты. Наставников не готовят в вузах, как преподавателей, менеджеров или врачей. Стратегию пришлось обдумывать, как в шахматной партии. Но библиотечная работа – а это 16 лет непрерывного диалога с детьми, подсказала верные ходы. И… что-то нам подсказывает, двумя историями миссия Инны Владимировны не завершится. 

– Я считаю, что ребенок –это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь, – говорит наша героиня. – Суть наставничества в поиске мотивации для ребенка, чтобы он раскрылся и захотел развиваться. Невероятное удовлетворение и гордость испытываешь, когда появляются результаты… И это самая дорогая награда.

Светлана Лазебная.

Читайте также