28 апреля, 16+

«Бабы», но не женщины: удивительные памятники древности кубанцы находят в огородах

Половецкие «бабы».

Первым собирать половецкие артефакты, известные нам как половецкие «бабы», начал основатель главного музея Кубани — Евгений Фелицын, живший во второй половине XIX века. С тех пор находок в экспозициях и музейных хранилищах прибавилось, а загадок меньше не стало.

Время первых

Найти статую для наших предков не составляло труда. Казаки, натыкаясь на них, ещё и чертыхались. Баб выкапывали при вспашке полей и прочих сельхозработах. Это было не так трудно сделать, ведь половцы чаще всего ставили статуи прямо на вершинах своих погребальных курганов – по одной-две, иногда даже по нескольку штук. И вот какие интересные пояснения о «бабах» дают в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына.

Монументы могли быть разных размеров – от совсем небольших до двухметровых. Даже сейчас, если постоять возле этих каменных великанов, собранных в хранилище музея, можно ощутить величие древнего народа.

Но что могут рассказать каменные статуи, учитывая, что письменности у половцев не было? Во-первых, благодаря им, ученые смогли понять, как выглядели представители древнего народа. Не все, но часть монументов имеют явные черты портретного сходства, по ним даже реконструировали лица. Во-вторых, они помогли получить представление об одежде и быте половцев. Были воссозданы костюмы и украшения, которые оказались схожи с теми, что позднее находили в курганах. Но самое главное – по местам находок каменных баб можно изучить историческую географию перемещения половцев на Кубани. Известно, что эти монументы кочевники ставили не везде, а только в местах долгого пребывания.

«Балбал» значит «предок»

Для чего служили каменные бабы и почему так назывались, ученые выясняли с помощью всевозможных письменных источников. Не только из русских летописей, но и из записок иностранных путешественников. Так, в XIII веке монах Гийом де Рубрук ехал по кубанским землям с посольством к монгольскому хану, а по дороге делал отметки об увиденном. Упомянул и об обычае половцев ставить над курганом с умершим каменную статую, она была всегда в одной и той же позе – руки сложены на животе, как бы держат чашу для жертвоприношения.

Название «баба», конечно же, не имеет никакого отношения к синониму слова «женщина» хотя женских скульптур исследователи действительно нашли больше, чем мужских. Ученые скорее относят его к тюркскому языку, на котором «балбал» означало «предок».

Фото: By shakko — Own work, CC BY-SA 3.0/commons.wikimedia.org
Фото: Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына/By Andrew Butko, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Фото: By I. Sailko, CC BY-SA 3.0/commons.wikimedia.org
Фото: By I. Sailko, CC BY-SA 3.0/commons.wikimedia.org

И такое бывает

По территории современного Краснодарского края проходила ветка Великого шелкового пути. Во все времена наш край был привлекательным — крупный торговый, ремесленный и военный центр. Интерес половцев понятен. Наследие, оставленное ими — бесценно.

Краснодарский музей обладает самой большой в мире коллекцией половецких изваяний. Сегодня это все, что осталось от древнего тюркского народа, который когда-то наводил страх на русских князей своими кровавыми набегами. Половцы пришли на смену опаснейшим врагам русичей — печенегам, которых князьям удалось-таки одолеть. Они то и дело совершали успешные набеги на русские селенья, а сами оставались непобедимыми, поскольку, осваивая новые земли, нигде подолгу не задерживались и оказывались неуловимы для княжеских дружин. Именно о половцах идет речь в знаменитом памятнике письменности «Слово о полку Игореве».

Примечательно, что даже в XXI веке кубанцы продолжают находить каменных баб в своих огородах. Некоторые распоряжаются с находками уважительно — передают в дар Краснодарскому историко-археологическому музею-заповеднику. Но часто важность монументов не осознают.

В числе последних обретений музея — каменные бабы, найденные в огородах жителями Выселковского района – станиц Березанской, Бузиновской и на хуторе Заря. Истории находок типичны. Тракторист Василий Брык из хутора Заря на статую наткнулся, распахивая поле. Вытащил, поставил во дворе – не выкидывать же! А потом про находку узнал местный краевед, он-то и опознал в предмете половецкую святыню. Тогда она и уехала в музей.

По воспоминаниям музейщиков, был случай, когда станичница найденную бабу поставила как надгробие на могилу мужа.

Подготовила Светлана Лазебная.

Читайте также. Тайны старого особняка: краснодарская пенсионерка создала в своей квартире Клуб-музей. Это не тот музей, где нужно говорить шёпотом. Здесь гости общаются, а любой предмет можно подержать в руках.

Читайте также