1 мая, 16+

История и тайна казачьего артефакта, скрытого на дне Кубани

Фото Николая Губского.

Загадка байды – судна, найденного на обнажившемся дне реки Кубань в окрестностях хутора Ольгинского Абинского района, до сих пор не раскрыта. В подробностях о неординарной находке рассказал журналист Константин Скоробогатько.

Из песка и ила

Остов деревянного судна в обмелевшей Кубани заметили специалисты рыбинспекции и казаки Абинского РКО во время рейда по речным угодьям. Узнав о находке, местный житель, краевед Николай Иванович Губский инициировал её «освобождение» от песка и ила. Пока вода снова не забрала в свои владения находку, энтузиасты сделали снимки и поспешили вытащить ее на берег с помощью трактора.

Было это в январе 2014 года. Фотографии впоследствии и остались единственным свидетельством существования байды. Именно так классифицировал лодку краевед. Казацкая байда — это плоскодонное судно. Наши предки ходили на байдах под парусом, управляли веслами или буксировали с берега, как бурлаки на известной картине. Известно также, что в XVI-XVIII веках запорожские казаки использовали байды как легкие военные суда для выхода в море. Но тех ли времен находка?

В поисках ответов краевед рассмотрел подсказки в виде исторических фактов, буквально рассыпанных на местности.

Фото Николая Губского.
Фото Николая Губского.

По плану Суворова

В начале 1778-го в Копыл (нынешний город Славянск-на-Кубани) прибыл полководец Александр Васильевич Суворов. У него была задача — укрепить границы. Началось строительство кордонной линии от Тамани по правому берегу реки Кубань и до Ставрополя.

Вдоль кордонной линии возникали хутора — их строили несущие службу черноморцы.

Важное стратегическое значение имел Римский фельдшанец — фортификационное сооружение, построенное по заданию Суворова для контроля над Старинным бродом. Место на правом берегу Кубани, на опушке Красного или Красивого леса, приглянулось казакам. И в 1793 году там был построен Ольгинский кордон. Примерно в тех местах расположен нынешний хутор Ленинский Ольгинского сельского поселения.

На левом берегу черноморцы поставили Славянский кордон. Возле него зародится хутор Тиховский.

По словам Губского, между кордонами на разных берегах реки самой природой была организована сезонная переправа. В августе Кубань нередко мелеет настолько, что ее можно перейти вброд. Переезжали и на телегах, и верхом на лошадях. Важная деталь: дно должно быть твердым, без ила и песка. Такие участки называли «перекаты». Именно такой перекат служил казакам переправой.

Позже, в 1833 году, на левом берегу был построен Ольгинский тет-де-пон (предмостное укрепление), прикрывающий переправу. И это событие достойно подробного рассказа.

Генералиссимус граф А.В. Суворов. Неизвестный художник, XIX в. СПб Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова.

От рассвета до заката

Тет-де-пон представлял собой грандиозное по тем временам сооружение. Два бастиона, равелин, вал с турами (так называли наполненные землей плетенные корзины, их ставили для защиты от пуль и снарядов). Вал опоясывался плетнем и широкими глубокими рвами. Для наблюдения за окрестностями стояла башня. Гарнизон состоял из двух рот – 250 человек с четырьмя пушками. Укрепление находилось в трехстах шагах от берега. Позже был построен наплавной мост на плоскодонных судах. Переправа стала проходить быстро и без задержек. С берега на берег попасть можно было быстро и в любой сезон. Это дало толчок развитию торговли.

С 1845 года на ярмарки стали допускаться горцы. При тет-де-поне открылся меновой двор. Это был крупнейший рынок той поры. Неудивительно, что кордон прирастал жителями.

Любопытно, что службу в Ольгинском тет-де-поне несли участники декабрьского восстания 1825 года. После каторги в Сибири декабристов направляли рядовыми солдатами в действующую армию на Кавказ. В Ольгинском тет-де-поне служили А.А. Бестужев-Марлинский, П.А. Катенин, С.И. Кривцов, Н.И. Лорер, А.И. Одоевский, А.И. Черкасов, И.П. Шипов.

К сожалению, Ольгинский пост и тет-де-пон были уничтожены в начале Крымской войны. В 1855 году наказной атаман Кубанского войска приказал переселить ольгинцев в станицу Новомышастовскую (сегодня – Красноармейский район). Но не всем там понравилось. Часть казаков ушла в Приморско-Ахтарский район, основав там станицу Ольгинскую. Возродилась жизнь и на руинах тет-де-пона — там возник хутор Ольгинский (это ответ на вопрос — отчего на Кубани несколько одноименных поселений).

Время перекроило и карту, и топонимику. Ныне точное место, где располагался Ольгинский кордон, не установлено, так как остатки его укреплений предположительно оказались смыты сильнейшим наводнением в 1929 году. Известно лишь, что пост стоял в излучине Кубани, около трехсот метров от берега, недалеко от нынешнего хутора Тиховский Красноармейского района или напротив хутора Богдасаров Абинского района.

Подвиг казаков

И еще одно памятное для всей Кубани событие связано с этими местами. В 1810 году у Красного леса 200 казаков вступили в неравный бой с четырьмя тысячами конных и пеших горцев, защищая жителей Ивановской и Старонижестеблиевской. Поминовения, названные в честь казачьего полковника Льва Тиховского – командира защитников Ольгинского кордона, проходят ежегодно с 1991 года в поселке Колос Красноармейского района. Сюда приезжают делегации казаков из отделов КККВ, члены войскового правления. Казаки Ольгинского кордона охраняли южные рубежи, стояли на страже кубанских станиц и погибли, выполняя свой долг. Почти через 60 лет на их захоронении установлен каменный крест, а еще через 20 лет образовалось селение, которое и сейчас носит название хутор Тиховский. До 1914 года у могилы ежегодно проводили поминальную панихиду. А потом на 77 лет «забыли» про подвиг казаков.

Участники ежегодной церемонии Тиховских поминовений. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края.

Находка в находке

Но вернемся к байде. По словам Николая Губского, её длина составляла 17 метров, а ширина – 4,2 метра. Высота бортов примерно 60 сантиметров. На дне обнаружилось крепление для паруса, то есть, можно утверждать, что это парусное весельное судно. Корпус обшит строгаными досками с использованием кованых гвоздей. А теперь самое удивительное. На дне лодки краеведа поджидала еще одна находка: две гильзы от пистолета системы «Маузер». Но серийное производство пистолета было налажено лишь в 1897 году. Как скоро «Маузерами» могли вооружиться казаки? Скорее всего, отношения к военным событиям, связанным с Ольгинским тет-де-поном, эта байда не имела.

К сожалению, вытащить лодку на берег у энтузиастов не получилось. Закрепленный тросами остов просто развалился. Река берегла судно как могла, но на воздухе оно буквально на глазах рассохлось. Единственное, что осталось, кроме фотографий, – несколько ржавых гвоздей и гильз.

Находка так же быстро, как и появилась, исчезла через несколько дней в реке, как только поднялась вода. Фотографии Николай Губский передал в Краснодарский археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына. А байда так и осталась лежать на дне Кубани.

ВАЖНО ЗНАТЬ
Бесполезные трофеи
Если вы обнаружили странные предметы в районе реки или гор, необходимо обратиться к специалистам — находка может оказаться редким экспонатом. Не стоит ее присваивать. Без специальной обработки трофеи рассыпаются в прах, а технологии и реактивы доступны только ученым.
Получить консультацию по поводу находки можно в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына.
Звоните по тел: 8 (861) 262-31-05.

КСТАТИ
Раритеты из пучин
Необычный экспонат можно увидеть в историко-краеведческом музее станицы Северской. Глядя на скрюченную по типу канцелярской скрепки ржавую штуковину, не сразу и поймёшь, что это сабля. Между тем она и есть. Её отдала река Убин. Станичники нашли на берегу странный предмет и принесли в музей. Хранители определили возраст находки: Х век! Почему же она скрючена? Объяснение в том, что оружие, по обычаю сарматов, переходило по наследству. От умершего отца – сыну. Если воин умирал бездетным, саблю клали с ним в могилу. Чтобы никто не воспользовался ею, скручивали, делая непригодной, навечно защищая от передачи в чужие руки.
Редкая археологическая находка пополнила в прошлом году коллекцию музея им Фелицына в Краснодаре. Местные жители заметили в реке Белой череп странной формы. Достали его и передали ученым. Специалисты определили в находке нижнюю челюсть «румынского слона», жившего, предположительно, в неогеновый период — то есть 2,5 миллиона лет назад! Находки южных слонов очень редки. В мире всего 6 или 7 целых скелетов.
В краснодарском музее экспонируется единственный в мире череп фанагорийского слона. В бассейне Кубани он жил в то же время, что и собрат. В бассейне реки Псекупс он был найден в конце ХIХ века. 

Читайте также