28 апреля, 16+

Как по-настоящему выгодно покупать на маркетплейсах и не попасть на их уловки

Фото: Africa Studio/Adobe Stock

Скидки и акции придумали не ради благих побуждений, а для того чтобы магазинам удалось реализовать как можно больше товаров.

Цены, кажущиеся покупателям приятными, на самом деле выше реальных и даже среднерыночных. Но не все так плохо, если вы знакомы с трюками продавцов – тогда вы сможете приобрести нужный товар по действительно низкой цене.

В 2023 году широко разрекламированная акция «Черная пятница» продлится с 23 по 26 ноября. Это чудо рекламной мысли возникло в США еще в конце XIX века, потому и дата привязана к национальному празднику – Дню благодарения. Сегодня дни этой распродажи – настоящий рай для шопоголиков. Но экономный покупатель знает, что покупать во время «Черный пятницы» абсолютно невыгодно.

Махинации с ценой

Если на рынках и в супермаркетах с легкостью переписывают ценники, то на маркетплейсах провернуть такой трюк еще проще. Чаще всего скидку применяют именно как уловку: товар сразу размещают по завышенной цене, а потом от нее и отнимают процент. В результате получается, как у всех, или даже немного дороже, но покупатель верит. А еще к цене часто прикрепляют часики с обратным отсчетом, показывающие, сколько времени осталось до конца акции. Это помогает создать искусственный ажиотаж, хотя товар, скорее всего, залежался на складе и от него хотят избавиться. Часто рядом со скидкой ставят и прошлую цену продукта, чтобы доказать, как покупателю повезло. Но эта цифра едва ли имеет отношение к действительности и взята с «потолка».

«Такие техники рассчитаны на быстрое принятие решения без возможности отрефлексировать: подходит продукт или нет. Это срабатывает практически во всех категориях товаров: от упаковки сахара до квартиры», — пояснила порталу «Мои финансы» директор по разработкам и исследованиям коммуникационного агентства КРОС Ксения Касьянова.

Что делать? Если вы, действительно, хотите сэкономить, придется присматривать подходящее предложение в течение продолжительного времени – от нескольких недель до нескольких месяцев. Сначала найдите товар или несколько аналогов, которые вас устраивают, запомните продавцов или магазины и мониторьте цены. Они редко стоят на месте: то повышаются, то понижаются. Настоящие распродажи возникают не одновременно, а точечно, когда у конкретного продавца затоварен склад и нужно его разгрузить. Если вы регулярно следите за ценами, то поймаете момент с самой низкой – тогда и надо заказывать.

И, конечно, ориентируйтесь на сезонные распродажи. Например, шорты и топы выгоднее покупать в конце августа, когда они уже никому не нужны, а для зимней одежды лучший момент — весна или лето. Школьные принадлежности стоит покупать сразу по окончанию учебного года.

Подборки с подвохом

Маркетплейсы стараются привлекать внимание покупателей ежедневно, поэтому у них постоянно случаются локальные распродажи, дни «улетных цен» и прочее. Как правило, под каждую акцию создают подборки товаров определенных категорий: например, косметика и парфюмы, гаджеты, детские игрушки и пр. В этих подборках действительно встречаются товары с большими скидками, но их мало, зато на этом фоне и обычные цены покажутся низкими и привлекательными. К примеру, вам удалось купить антиперспирант из подборки по цене 250 рублей вместо 300, но вместе с ним вы накидали в корзину еще массу не слишком дешевых товаров.

«Если вы сравните эту цену с ценой на аналогичный продукт на других площадках, возможно, вы найдете более выгодное предложение. Но здесь срабатывает фактор объединения продуктов в группу», — поясняет Ксения Касьянова.

Что делать? Сравнивать предложения на разных маркетплейсах и в разных онлайн-магазинах. Никогда не берите товары с «прицепом». Конечно, искать подходящие варианты по каждой позиции долго и нудно, но в итоге вы останетесь в плюсе. Еще один вариант – обратитесь к своей истории покупок и найдите продавца, у которого покупали данный товар раньше. Вполне возможно, что цены у него остались на приемлемом уровне. И, конечно, продукт стоит искать не в конкретной подборке, а в общем поиске маркетплейса – тогда вы получите больше разноплановых предложений.

Запутались в отзывах

В интернете покупатели обязательно ориентируются на отзывы о товаре. Это правильная мысль, но сегодня отзывы часто подделывают и покупают.

«С одной стороны это дополнительная информация при принятии решения, с другой, если вы опираетесь только на отзывы, вы тоже можете совершить ошибку», — предупреждает Ксения Касьянова.

Что делать? Избегайте излишне хвалебных отзывов, особенно если их много – скорее всего, продавец их купил, чтобы повысить привлекательность товара. С другой стороны, не все негативные отзывы говорят о плохом качестве, потому что у людей вкус и запросы разные. Ориентируйтесь на те предложения, которые имеют более высокую оценку и большее количество отзывов – значит, продавец работает давно и уже себя зарекомендовал.

Не боятся отказаться

Многие онлайн-магазины работают по предоплате, то есть вы оплачиваете покупку до ее прибытия в пункт выдачи. У некоторых россиян в этом случае срабатывает стереотип о том, что они обязаны забрать вещь, за которую заплатили. Даже если она им не подошла.

Что делать? Напоминаем, что правила оффлайн-магазинов и магазинов по почте не работают в мире маркетплейсов. Поскольку вы не можете пощупать и примерить товар здесь и сейчас, то имеете полное право отказаться от него во время получения, если не оправдал ожиданий. Исключений здесь немного: нижнее белье, медицинские изделия и некоторые другие категории товаров. Отказаться от ненужной вещи – в порядке вещей, это совсем не стыдно.

Хотя онлайн-коммерция в России только начинает развиваться. жалоб на маркетплейсы становится все больше. Как избежать покупки проблемного товара, что делать если купили в онлайн-магазине некачественный товар читайте здесь.

Елена Шумовская.

Читайте также