Категории: Истории

«Первый звонок» придумали в Краснодаре: неизвестная история 1 сентября

Школьные традиции невозможно представить без первого и последнего звонка, торжественных линеек, на которых некоторым трудно удержаться от слез. Мало кто знает, но родилась душевная традиция в Краснодаре. Не в Москве и где-то еще, а в кубанской столице! В военном 43-м ритуалы, подхваченные всеми школами страны, придумал педагог Федор Брюховецкий.

«Не пищать!»

Будущий новатор родился в 1915-м, шестым ребенком в семье. Жили Брюховецкие стесненно и небогато. Впрочем, как все жители железнодорожной слободы Екатеринодара (ныне Краснодар). Отец семейства, машинист депо, мечтал о лучшей доле для своих детей. Настоял, чтобы Федя получил высшее образование, и пединститут тот окончил. Когда разразилась Великая Отечественная, он учительствовал на станции Зверево под Ростовом. В 1943 г. вернулся в освобожденный от оккупантов Краснодар и был назначен директором мужской школы (позже ее объединили со школой женской и присвоили № 12).

Под школу отвели не пострадавшее от бомбежек здание на ул. Железнодорожной. Не было парт, учебников, чернил, тетрадок… и даже дров. Дети, которых удалось собрать, мало напоминали трафаретных школяров, румяных и беззаботных. Пацанов, при фашистах бегавших к булочной, чтобы подышать витающими там ароматами, теряющих от голода сознание, нужно было в первую очередь накормить и обогреть.

Ходить по кабинетам инстанций — время терять. Кто поможет, если помочь нечем? И тут пригодился опыт педагога Макаренко, организовавшего в условиях бедности и разрухи процветающую колонию. Еще студентом Брюховецкий зачитывался «Педагогической поэмой» и взял на вооружение придуманный колонистами лозунг: «Не пищать!». Молодой директор выпросил для школы делянку леса и участок в четыре гектара.

Брюховецкий в воспоминаниях писал: «Ребята пилят и рубят дрова, оттаскивают их к полотну дороги и грузят в вагоны. Тепло стало не только в школе, но и в ребячьих душах… За сорок километров от города нам выделили землю, дали семенной материал. Мы ехали туда с детьми и родителями, корчевали терн. Кровавые мозоли были… Сделали все своими руками: расчистили землю, произвели посадку, несколько раз пропололи и собрали хороший урожай. К началу занятий была готова столовая. К кусочку черного хлеба дети бесплатно получали тарелку борща или супа. И каким же вкусным он казался. Еще бы! Ведь все было добыто своим трудом, собственными руками».

Ф.Ф. Брюховецкий. Фото: krd.ru/ru.wikipedia.org/freepik

Личный праздник

Помощниками, соратниками, друзьями директора стали старшеклассники. Они спешили трудиться, учиться, расти — чтобы успеть повоевать с фашистом. Выпускникам, проучившимся у Брюховецкого всего несколько месяцев, мы обязаны щемящим душу праздником последнего звонка. В честь юношей и девушек, уходящих после выпускного на фронт, был он дан — самый первый последний звонок. Просто… прощались люди — и иные из них навсегда. Ушли на войну и пали смертью храбрых Ваня Кириллихин, Лена Ковальская, Гриша Карагезов, Паша и Тома Вертелецкие…

А жизнь продолжалась. Место за партами заняли первоклассники — и, приветствуя их, прозвенел первый звонок. Удивительно, но за пару лет традицию подхватили все школы Краснодара, а к 1947 году — школы всего СССР. Ушел в массы и праздник прощания с букварем, также придуманный Брюховецким.

Любопытно, что главным в школе, где родились культовые традиции, всегда считали праздник «За честь школы». Родился он после «собрания с фонариком». Подробности рассказала Евгения Попова, в 40-х гг. ученица Брюховецкого:

— 23 января 1944 г. в школу пришло письмо от командования Ленинградским фронтом. В нем сообщалось, что за мужество, храбрость и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, выпускнику школы присвоено звание Героя Советского Союза! Вечером устроили торжество, собрались учителя, ученики и родители. И только начали письмо зачитывать — погас свет (частое явление военного времени). Дочитывали при свете фонариков: «Александр Мироненко защищал честь, свободу и независимость нашей Советской Родины, а также честь школы, которая воспитала его». Понимаете? «Школа воспитала»!
С тех пор 23 января школа подводит итоги, отмечает успехи и достижения. Каждый год в этот день приходят выпускники.

Кстати

Точной даты начала учебного года в стране не было и в 30-х годах ХХ века. Постановление Совнаркома лишь предписывало, что «дети в возрасте 8-10 лет должны быть приняты в школу осенью». В царские времена обучение начиналось в конце августа, середине сентября, на селе — с 1 декабря. Дети помогали родителям, сельхозработы заканчивались с наступлением холодов. Единым днем начала занятий в школах 1 сентября утвердили в 1935-м. *Статус Дня знаний, государственного праздника, закрепился за датой лишь в 1984-м. Прежде первый день осени считался просто началом учебного года. Праздником он стал благодаря Ф.Ф. Брюховецкому.

Школьная демократия

Обычай коллективного труда утвердился в школе 12 на многие годы. Краснодарские школьники построили стадион, памятник погибшим на войне… Отдыхали так же — «хором». Ходили к морю партизанскими тропами, ездили в Москву и Ленинград, не раз бывали в Крыму… В школе работали драмкружок, хор, танцевальный ансамбль, кукольный театр. Дети там разве что не ночевали, боясь упустить важное, интересное… Евгения Попова, после вуза вернувшаяся в родную школу учительницей, вспоминает с грустной теплотой:

— Как в любой школе, случались у нас «недоразумения». Учился у нас Саша Кузьменко, все тетрадки у него были разрисованы танками, самолетами и солдатами. Разукрасил и парту. Учительница повела его к директору. Федор Федорович сказал: «Художником станет, гордиться будем». (И угадал, мальчик стал известным архитектором.) Но на партах шалуна попросил не рисовать: «Порядок, Саша, нужно уважать»…

Директор Брюховецкий был демократом. Верховной властью в школе был вовсе не он, а совет коллектива. Входили в него члены совета дружины и учкомов. За порядок отвечал «дежурный класс». А раз в год, в день рождения А.С. Макаренко, чье имя стала носить школа, дети и вовсе власть забирали — становились директорами и завучами, сами вели уроки. Сейчас школьное самоуправление — обыденность. В 50-е — явление дерзкое.
Говорят, феномен объясняется тем, что школу вовремя удалось назвать опытной площадкой Академии педагогических наук. Мол, это снимало ответственность с местных чиновников и позволяло им не приставать к школе с циркулярами, правилами и регламентом.

Досье

Брюховецкий Федор Федорович. В 1943-1985 гг. — директор средней школы № 12 в Краснодаре. Почетный гражданин Краснодара. Заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат исторических наук, награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, медалью Ушинского. Умер в 1991-м, похоронен на Славянском кладбище в Краснодаре. Вырастил плеяду выдающихся учеников, среди которых Игорь Вотяков — соратник Королева и лауреат Госпремии, Георгий Прокопец, художник кино (х/ф «В бой идут одни старики», «Аты-баты, шли солдаты»).

Светлана Лазебная

Читайте также: невесту выбирают по борщу — кулинарные традиции казачьего края.

Последние записи

Ну и ну! Дольше века длится жизнь… мусора

Знаете ли вы, что для естественной переработки мусора подчас требуются долгие годы и даже столетия?

7 часов назад

Рецепты к чаю: «Розочка» с карамелью и кекс на вине

Готовим вкусные домашние десерты от читателей "Моей Околицы".

10 часов назад

«Дорогое» лекарство. Приедут ли дети, чтобы помочь больной матери?

Раиса Николаевна одна растила двоих сыновей.

12 часов назад

Равнение на героя! В аэропорту Сочи установлен бюст космонавта Виталия Севастьянова

Каждый, кто прилетает на курорт, сможет узнать о его героической судьбе.

1 день назад

Редис уродится крупным: огородные секреты

Всего 4 правила помогут вам получить урожай отборного крупного редиса.

1 день назад

Родственники. Ошиблась, но решила не рассказывать, что она им не родня…

От чужих людей совсем не хотелось уезжать.

2 дня назад