29 марта, 16+

Рожденный летать. История о том, что никогда не поздно изменить судьбу и начать жить заново

Управление вертолетом пилот Лаврецкий также освоил. 1966 год, на сборах в г. Богодухове. Фото из семейного архива Олега Лаврецкого.

21 августа в нашей стране отмечается День Воздушного Флота России. Герой нашей публикации – профессиональный пилот, ветеран труда аэрофлота Якутии. Он с детства мечтал быть летчиком – и стал им, круто изменив судьбу в 32 года. Его история всем нам напоминание: нельзя предавать мечту! Важно верить в себя, и тогда все получится…

Семейные тайны

У незаурядного человека и биография под стать. Олег Иванович Лаврецкий родился и живет в станице Северской. Но достоверно известно лишь место рождения. Дата рождения в его паспорте указана неправильная, а фамилия… Он бы хотел узнать, какая она – настоящая, родовая, но надежды нет.

– В документах указано, что родился я в 1941-м, – объясняет он. – Но отыскалась старая фотография. На снимке я младенец, а на оборотной стороне дата: 1 мая 1940 года. Невольно путаницу устроила моя тетя, восстанавливавшая потерянные документы. Мы тяжело пережили оккупацию. После того как немцев из станицы выбили, голодали. Мама купила 10 килограммов жмыха, а он оказался краденым, его вынесла с госмаслозавода работавшая там женщина. Ей дали 25 лет лагерей, а маме 10. Документы мои потерялись. Регистрируя меня, тетя ошиблась.

К счастью, вышла амнистия (вероятно, в честь Победы). Отбыв год срока, мама Алика (так его звали в семье) вернулась домой. Эту историю никогда не вспоминали дома. Отца, Ивана Федосеевича, он совсем не помнит. Знает, что в 41-м тот ушел на фронт и вскоре пропал без вести. С собой унес и тайну фамилии.

– Мама только знала, что отец родом из Майкопа, с семьей порвал в юности, в связи с непреодолимыми идеологическими разногласиями, – говорит Олег Иванович. – Обрывая связи, он взял фамилию персонажа романа Тургенева «Дворянское гнездо». Был образован, воспитан, явно из интеллигентной семьи. Очень жаль, что не рассказал маме о своих корнях, не назвал настоящую фамилию. Я был бы рад встретить родственников.

Что такое не везет

В оккупации Алик с мамой жил на ул. Толстого. Отпечатались в памяти бомбежки. Одна бомба угодила в колодец. Воронка получилась глубокая, крутая. Шли бои за освобождение района, а пацаны, не страшась хворостин, удирали от матерей на «горку», катались по склонам воронки на… коровьих и лошадиных черепах (рядом была контора заготсырья, кости валялись во множестве). Алик по звуку научился определять наш самолет летит или вражеский. Как все, мечтал он о знакомстве с героями – советскими летчиками, и в 43-м редкая удача улыбнулась ему.

Недалеко от Северской (в поле, ближе к селу Львовскому) оборудовали небольшой аэродром. Пилоты-штурмовики столовались дома у тети Олега! Летчики – молодые, веселые, щедрые – представлялись мальчику богами. У тети он дневал и ночевал, товарищей позабыл. В ожидании летчиков забирался в дупло поваленного дерева и воображал, что сидит в кабине, пилотирует самолет. Когда аэродром закрылся, летчики навсегда улетели, плакал…

Отгремели бои, отпраздновали Победу. Потянулись школьные будни. Олег, с приличными оценками закончивший семилетку, засобирался в лётчики. Не повезло – именно в том году краснодарскую спецшколу ВВС и расформировали. И снова он готов был разреветься, а мама радовалась. Потеряв на войне мужа, она боялась всего, что связано с армией. 

Как мечты сбываются

Лаврецкий окончил 10 классов и сдался под напором мамы, настаивавшей на учебе в гражданском вузе. Ему было все равно, куда именно поступать. За компанию с друзьями поехал в Свердловск. Стал студентом вечернего отделения Уральского политеха, устроился на подшипниковый завод. Встретил девушку, женился… Как студент, рабочий, вдобавок женатый, когда пришло время служить, получил преференции. Был выбор: призываться в армию как все – или (чудо!) идти курсантом в аэропланную школу. Означало это являться на учебу после работы, включая выходные и праздники, причем служба удлинялась. И секунды не колебался! Изучал вертолеты, самолеты, налетал 250 часов… Впервые поднявшись в небо, ощутил и понял, что такое настоящее счастье.

Жил хорошо. Трудился инженером, зарабатывал, жена красивая, сыновья родились… Но небо не отпускало, снилось, и все чаще накрывала беспричинная, как казалось другим, тоска…

И – внезапно – вышло постановление о спецнаборе в летные училища. В связи с нехваткой квалифицированных кадров в гражданскую авиацию звали парней с первичной летной подготовкой. Государство нуждалось в пилотах и кинуло клич.

Как расстроился Лаврецкий – не передать. Предельная возрастная планка была обозначена четко: 30 лет! А ему стукнуло 32. Но вопросом «что делать?» долго не мучился. Взял отпуск и купил билет до Москвы. Как в легендарном фильме «Мимино», поехал к министру! Караулил в коридорах, хватал за руки, убеждал, горячился. Взял начальство «упертостью». По спецнабору был принят в Омское летно-техническое училище.

В конце 1982 года переучивался в Магадане на самолет Ан-12. После Ан-2 он казался гигантским. Фото из семейного архива Олега Лаврецкого
В северных реках славная рыбалка, пилот Лаврецкий возил в самолете спиннинги. На фото держит дрбычу – пару выловленных тайменей. Фото из семейного архива Олега Лаврецкого

Вопрос жизни и смерти

Получив «корочки», перевез семью бог знает куда – в Жиганск, маленький городок в заполярной Якутии. Началась работа в ЖОАО (Жиганский Объединенный Авиаотряд). Летал на Ан-2 – это самый универсальный, до сих пор, самолет. «5800 голландских кур ждут меня в Тбилиси», – говорил Мимино. Лаврецкого ждали геологи и жители затерянных в тундре поселочков и стоянок. Везде он был нужен.

– Возил пассажиров, различные грузы (от драгоценностей до навоза), проводили воздушные съемки с геологами, патрулирования были, поиски… Оленеводам доставлял товары, продукты, а от них вез оленину, рыбу. По 8 часов в небе, утомительно, – признается Олег Иванович. – На перерывы садились иногда в интересных местах. В северных реках славная рыбалка, всегда с собой спиннинги. Если Якутию разделить на четыре части, то Северо-Западную четверть я облетел на высоте 50 метров с подвешенной на 30-метровом тросе «бомбой» с чувствительной аппаратурой внутри. Так проводилась магнитная съемка для обнаружения алмазосодержащих пород.

Алмазы не просто видел, бывал на «обогатительной фабрике». Представляла она собой комплекс из десятка избушек. «Фабрика» стояла на реке Эбелях, там выбирали алмазы…

Личный рекорд пилота Лаврецкого – перелет при температуре минус 62 градуса. – Геологи застряли под Верхоянском, передали SOS, – объясняет. – Полеты в экстренных случаях разрешались при минус 55-ти. Но речь шла о жизни и смерти. И под свою личную ответственность я полетел.

По его словам, не волновался. Только очень просил самолет сдюжить. Обращался к нему, как к живому, когда на высоте мотор вдруг начал «чихать». «Браток, потерпи! Там люди…» И благодаря пилоту геологи остались живы. Лаврецкий смиренно вытерпел тогда бурю, которую устроила жена. Ей-то он не сообщил, что летит и может не вернуться.

В 80-х с легкого и юркого Ан-2 пересел на тяжелый Ан-12, переучивался в Магадане. Новый самолет казался гигантом, одна только нога шасси как половина Ан-2. Второй пилот, командир… А потом – «конец фильма».

«Распечатал» династию

В 90-е годы ЖОАО приказал долго жить. Многие дома в городке летчиков опустели. Люди стали уезжать – ни работы, ни перспектив…

Это был крах. Для Лаврецкого, в его солидном уже возрасте, не осталось достойных вариантов, кроме пенсии. На заслуженный отдых ушел в звании ветерана труда аэрофлота Якутии.

Он вернулся в родные края. В 82 года бодр, подтянут, активен. Строит дом для правнуков – для ума нагрузка, да и вопрос поддержания физической формы «автоматом» решается. Выглядит лет на 20 моложе, чем ровесники, душой молод. Главным своим достижением и удачей считает те 20 лет, что судьбе наперекор провел в небе. Страсть и любовь передал детям и внукам. Оба сына летают, и внуки – пилоты, а внучка – стюардесса.

– Я «распечатал» династию, –  с улыбкой говорит Лаврецкий.

Сыновья и внуки шлют фотографии и видео (Олег Иванович с интернетом и с современными гаджетами на «ты»). Он облаками любуется, состояние полета переживает онлайн. Оставаясь на земле, чувствует себя самым счастливым человеком на свете.

Светлана Лазебная.

Читайте также