26 апреля, 16+

Врач-реаниматолог из Краснодара рисует картины, а вырученные от их продажи деньги отдает тяжелобольным детям

Алексей Завальский каждый день борется за детские жизни. 15 лет он работает в отделении экстренной медицинской помощи детской краевой больницы. Каждая спасенная жизнь – безграничное счастье. Каждая потеря – невыносимая боль. Алексей не просто исполняет свой долг, все случаи он пропускает через сердце и душу. А после тяжелых смен рисует картины. Свои работы продает через соцсети, и вырученные деньги отдает тяжелобольным детям.

«Каждый чувствует боль ребенка»

На часах 18.00. Суббота. Только-только Алексей вернулся с еще одной, очень тяжелой смены. Мальчишка упал с черешни на арматуру. Массивная кровопотеря, состояние критическое, на грани. Несколько часов реанимации. Остановка сердца. Спасли! То, что сделали врачи, просто чудо. И тут же второй, похожий несчастный случай, еще одна трагедия – за пострадавшим пришлось лететь на вертолете. Рассказывать подробности происшедшего доктор не имеет права, на это нужно согласие родителей. Поэтому коротко: «Жив. Спасли!» И это самая лучшая новость.

Полтора суток без отдыха и сна. Нет, час Алексею все-таки удалось вздремнуть – иначе даже самый здоровый организм не выдержит. А в реанимационной голова нужна даже больше, чем руки. Но, как только пришел домой, буквально рухнул… Голову к подушке, а дочка Маша (ей годик) – тук-тук по голове! Мол, папа, ты чего, я тут!

Жена Катя – тоже будущий реаниматолог и прекрасно понимает, каково это, вернуться со смены. Знает, как и мужу выгадать кусочек времени в тишине, и детских обид избежать.

– Сейчас немного посплю, а жена с дочкой погуляют. Проснусь, и наконец-то я весь их, – в голосе Алексея, с которым мы связались в этот момент по телефону, чувствуется неимоверная усталость.

– Чуть ли не каждый день приходится летать на вертолете по вызову. Особенно сейчас, летом. Были моменты, что за месяц один-два дня полноценно отдохнешь, а остальное – дежурство в реанимации. В нашей детской краевой каждый идет на работу вне зависимости от личных обстоятельств и полностью отдается ей. Поступает к тебе ребенок – это твоя ответственность. И не потому, что ты зарплату получаешь, а потому, что просыпается внутренний человеческий долг. Каждый из нас – родитель. Каждый чувствует боль детей. Кто-то меньше, кто-то больше. Бывает, поступает такой ребенок, после которого ты можешь закрыться в кабинете и сидеть рыдать.

– Помните своего первого пациента?

– Конечно. Первым ребенком, которого я спас, был Кирилл. Он попал в реанимацию, и заведующий мне его доверил. Диагноз был тяжелый: отек головного мозга. Три с половиной месяца в коме. Шанс, что может поправиться, был ничтожно мал. Я пытался, экспериментировал. Прослышал, что нужно разговаривать – каждое утро приходил и говорил с ним, общался. Родители плакали. Я им говорил: зачем вы плачете, ребенок же вас слышит! Нужно вспоминать радостные моменты, рассказывать ему самые яркие истории. А плач делу не поможет. Пробовал новые методы лечения. И через три с половиной месяца Кирилл открыл глаза… А через неделю начал восстанавливаться. Это был невероятный успех, это была победа! Я с гордостью записал ее на свой счет и буду помнить всегда.

Сейчас Кириллу 25 лет. Он здоров, у него все хорошо. С Алексеем они поздравляют друг друга с праздниками, иногда общаются. Больше того, Кирилл планирует создавать приборы для медицины, которые когда-нибудь помогут человеку в критическом состоянии.

Не передать словами

За 15 лет в реанимации Алексею есть чем гордиться и есть о чем сожалеть.

Спасал. Безумно радовался, когда вновь заставлял сердце ребенка биться, когда видел, как родители плакали от счастья. Терял. Страшно переживал, мучился от мысли, что мог бы сделать еще что-то… Алексей поделился трагичной историей:

– Мой коллега, друг. В тот день он дежурил. К нему приехала супруга с двумя детьми, привезли ему поесть. А когда поехали обратно, в их автомобиль врезался человек в неадекватном состоянии. Жена со старшей дочерью погибли на месте, а младшего привезли к нему же на работу – спасать. Его сын лежал в нашей реанимации два месяца. Состояние было крайне тяжелым. А потом сердце остановилось. Мы вместе пытались реанимировать ребенка. Долго «качали» мальчишку – бесполезно. Я видел это и понимал, а он все качал и качал. Надо было остановить отца и не мучить ребенка. К сожалению, травмы были несовместимые с жизнью. Положил руку ему на плечо и сказал, что нужно остановиться…

Пронзительный, честный

В детстве Алексей мечтал стать летчиком, а пошел в медицину. Мама и сестра помогли определиться. Еще во время учебы в медицинском, по рекомендации сестры пришел на практику в детское реанимационное отделение.

Реаниматолог – одна из самых психологически сложных специальностей в медицине. Человек, который всегда на передовой, тоже все время на грани. И у Алексея в жизни были свои падения. Был момент, когда просто не хотелось жить. Об этом он очень откровенно рассказал в документальном фильме «Реанимация жизни», снятом о нем режиссером Владимиром Захаровым. Обязательно поищите его на Ютубе. Очень пронзительный фильм, правдивый, заставляющий задуматься…

Начался кризис, зарплаты упали, денег не хватало. Не спасали даже подработки. Алексей решил открыть свой бизнес, взял большой кредит в банке. Но… его «развели», обманули, и долги банкам выросли еще в два раза. От отчаяния Алексей зашел в зал игровых автоматов. Выиграл крупную сумму, потом проиграл. И – понеслось! В общем, затянуло, конкретно. А долги росли. Однажды перед Новым годом пришел домой, а там – ни жены, ни дочки, ни вещей. Как жить? Тупик. Чуть руки на себя на наложил. Спас только случайный звонок товарища: «Что ты делаешь?» Утром оделся и пошел на работу в реанимацию.

«Любовь к моей работе пришла во время переосмысления жизни. Произошли события, которые меня перелопатили», – признался он. Это сейчас у него все хорошо, новая семья, маленькая дочка. Вернее, теперь две дочери. Старшей Варваре 12 лет. С прежней семьей сохранились добрые отношения. А тогда… Казалось, что все летит в тартарары, что весь мир рухнул. Пройдя психологические «качели», «реанимацию своей жизни», Алексей сумел начать все сначала. И нашел отдушину в творчестве.

Брызги красок — выплеск эмоций

Однажды после дежурства он гулял по парку и увидел в продаже картины «по номерам». Купил одну. Рисовал с вечера до утра, не отрываясь. Хотя раньше никогда даже кисть в руки не брал.

– Начал покупать новые и новые картины. Заметил, что исчезают волнительные мысли, приходит спокойствие. А однажды мне подарили холст. Было страшно его испортить. Долго не решался к нему подойти. Но потом выбрал самый яркий цвет и увлекся! Я загорелся!

Алексей начал рисовать все, что приходило в голову – пейзажи, любимых актеров, рок-музыкантов. Том Харди, Сергей Бодров, Жан Рено… Картины стали его хобби. Отдушиной после тяжелейших смен в больнице. Иногда Алексей просто выбирает краски и, в зависимости от настроения, разбрызгивает их по холсту. Черное, белое, красное, желтое… Краски передают настроение и в причудливых сочетаниях появляется смысл.

– Это способ выплеснуть энергию, то, о чем я не могу говорить никому, даже в семье. Чтобы не переносить мои тяжелые чувства после работы на других. Поэтому мои холсты – это энергетический выплеск либо положительной энергии, либо отрицательной. Порой я не могу написать картину, тогда пишу стихи.

Постепенно хобби стало способом помогать тяжелобольным детям. Картины Алексей стал продавать через соцсети.

– Я всегда стеснялся продавать картины, думал, ну кому они нужны? А жена Катя мне сказала: «Попробуй! Почему бы нет?» Подтолкнуло к этому желание помочь семье маленького Радомира, который тяжело болен и нуждается в помощи. У него редкая генетическая болезнь. В мире таких детей всего 62. Мама Радомира Настя опубликовала пост в соцсетях. Мальчику нужен был домашний аппарат ИВЛ. Мне удалось продать несколько картин. Где-то я переводил ей всю сумму, где-то – половину, чтобы на оставшиеся деньги покупать холсты, краски, кисти. Люди откликнулись, и мы собрали деньги.

Мастерскую Алексей устроил в своей квартире, на балконе. Отдельное помещение пока только мечта.

– Я рад, когда кто-то покупает мою картину. Работа висит дома у человека, и он знает о том, что помог больному ребенку. Мне кажется, это делает лучше всех нас.

«Просто дышишь и просто живешь»

Полгода назад Алексею Завальскому вручили премию «Настоящие люди». Но главное признание для него – это счастливые глаза родителей, которые безмерно благодарны за спасенные жизни своих детей.

– Кому сейчас вы помогаете? Где, кроме как через соцсети, можно купить ваши картины?

– В основном я продолжаю помогать Насте с Радомиром. Ему постоянно нужна реабилитация. Помогаю, потому что мама этого ребенка показала, что нужно жить несмотря ни на что. Она катализатор моего понимания счастья. Я считаю себя волонтером для Радомира и для тех деток, которым нужна помощь. У нас есть фонд «Синяя птица». Если получится, может быть я смогу продавать свои картины через этот фонд.

– Алексей, вы чувствуете себя счастливым человеком?

– Я счастливый человек, несмотря ни на что. Когда вижу счастливые лица родителей детей, которые были на волосок от смерти. Ты понимаешь, что твои проблемы ничто по сравнению со страшным горем. Ты садишься в вертолет, как обычно, уставший, с одного вызова на другой и летишь, например, в Сочи. Пролетаешь равнины и поля и вдруг видишь под собой потрясающие горы, Фишт выглядывает из облаков. Аж дух захватывает! В этот момент ты тоже понимаешь – вот еще одно счастье. Бывает, родители просят сопроводить ребенка в другой город. Например, полететь в Иркутск. Я лечу, и после того как ребенку помогли, позволяю себе увидеть Байкал. Это потрясающе. Очень люблю путешествовать и мечтаю побывать во всех уголках нашей страны. Это тоже счастье. Все испытания, которые нам выпадают, даются по нашим силам. Во всех этих испытаниях важно научиться быть счастливым. Просто глядя на небо, на закат, на ребенка. Спасаешь жизнь, выходишь на улицу, покупаешь кофе, садишься на лавочку и просто дышишь, просто живешь…

Наталья Иваненко.
Фото из архива Алексея Завальского.

Читайте также: там и рай, где хлеба край — история кубанских фермеров братьев Шакунов, которые нашли в труде счастье.

Читайте также