20 апреля, 16+

Кто я и зачем иду. Практически «вслепую» он прошёл пешком от Краснодарского края до Сибири

«Иду на рекорд! Армавир – Иркутск» – с этим плакатом Сергей Алексеев инвалид первой группы по зрению проделал гигантский путь, не пользуясь никаким транспортом. В апреле прошлого года он вышел из Армавира и только в ноябре вернулся домой. Что толкнуло его на такой смелый и отчаянный шаг? Для чего он прошел пол-России? Сергей рассказал «Моей Околице» свою историю.

Не ради рекорда 

В апреле Сергей Алексеев сообщил на своей страничке в Инстаграме, что начинает свой путь из Армавира до Иркутска. С детской коляской, где есть только необходимое, с палаткой и рюкзаком, с двумя телефонами, навигатором. И с плакатом «Иду на рекорд! Армавир – Иркутск». На «все про все» только небольшая пенсия по инвалидности. Гаджеты, кстати, купил на кредиты, взятые в банке. Пенсии бы не хватило. «Ищет приключений» – скажете? Экстремал? Или… 

– Задумал пройти пешком я давно, – рассказал нам Сергей. –  Журналист-блогер из Красноярска Анна Гальцева еще в прошлом году брала у меня интервью. Я ее сам нашел, наткнулся на группу «Путешествия» в соцсетях, рассказал о своих планах. Анна предложила мне дать интервью и, возможно, собрать немного денег на поход. Но денег мы не собрали. Я писал в администрации регионов, через которые планировал идти, чтобы по возможности посодействовали. Никто не откликнулся, в том числе и в Краснодарском крае. Заинтересовался только один человек из Тольятти, он и сделал плакат, который помогал людям понять кто я и зачем иду. 

– И правда, зачем? Ради рекорда? 
– Это не было самоцелью. Я сделал это для себя лично, мне надо было пройти этот путь. А заявка на рекорд – это просто способ привлечь внимание к моему путешествию, к проблемам инвалидов, которые они испытывают по всей стране.

На вопрос о «личных» причинах Сергей отвечает уклончиво. Дает понять только, что глубокие душевные переживания и стремление искупить ошибки прошлого подтолкнули его пройти испытания.   

«Я вижу вас, люди!» 

Перед началом похода Сергей подал заявку в международное агентство регистрации рекордов Interrecord. Ему нужно было обязательно вести фото- и видеосъемку, фиксировать свое передвижение с помощью геотрекера. Удивительно, как он смог это сделать со своим трехпроцентным зрением! Еще в 14 лет во время тренировки по фехтованию Сергей получил травму глаза. Через 19 лет практически перестал видеть и второй глаз. Но он долго и успешно работал в лесном хозяйстве в Вологодской области. А в 33 года за несколько секунд зрение пропало. Сейчас ему 41 год, всего три процента зрения и первая группа инвалидности.

– У меня факультативное зрение, при определенном освещении я неплохо вижу в очках. Самая большая беда для меня – это солнце, – объяснил Сергей. 

С 24 апреля он регулярно выкладывал фотографии, опубликовал сотни постов с хэштегом  #инвалидностьнеприговор, чтобы люди могли видеть, что происходит с ним в дороге, что он видит, кого встречает, с чем сталкивается. 

Уже через три дня Сергей рассказал о встрече с хорошим человеком – Сергеем из Ростовской области. «Он остановился спросить, куда я иду и нужна ли помощь. Дал воды и денег (хотя я просил только воду). Это первый человек, который помог деньгами за год, что я ищу спонсоров. Не перевелись у нас еще хорошие люди! Спасибо огромное!» – написал Алексеев. А через день выложил видео, где благодарил сотрудников Донского батальона ДПС: «Сегодня забыл купить хлеба. Ребята подъехали, спросили, как дела и куда иду. Предупредили, как безопаснее идти по дороге, пожелали удачи, спросили какая нужна помощь. Съездили, привезли хлеба и лимонад. Побольше бы таких сотрудников силовых структур, а не таких самоуверенных хамов, как встретился мне утром в Ставропольском крае!»

Рассказывал о людях, которые помогали и которые вставляли палки в колеса, с которыми ругался и как защищал свои права. 

– Под Омском остановил полицейский, потребовал документы. Я стал ему доказывать, что он не имеет права. На каком основании? Где хочу, там и хожу. Где хочу, там и ставлю палатку. Эта история закончилась хорошо: «Извините, Сергей Владимирович, можете идти!» Помогла местная администрация. Был случай под Курганом: выписали штраф за переход в неположенном месте. Но есть закон, где сказано, что как инвалид по зрению с белой тростью я могу переходить дорогу в любом месте! Штраф заплатил. Но тут же мне эти 500 рублей перечислил редактор Курганской газеты. Дело ведь не в деньгах! Это дело принципа. В итоге решение о штрафе было отменено.  

И все же добрых людей встретилось больше. Помогали продуктами, с починкой коляски. Много историй было связано с сотрудниками ДПС. Они по дороге встречались почти на каждом шагу. Один добрый инспектор догнал в дороге, привез колеса и насос. 

Пугали и злыми «зэками», и дикими зверями 

Делился советами, как выбрать палатку, спальник. Рассказывал, как не не промокнуть под дождем, не замерзнуть, на чем можно, а на чем нельзя экономить, собираясь в дальнюю дорогу. Сообщил, что лучшие дороги – в Самарской области. 

– Вам не было страшно? Не пожалели, что пошли в такой экстремальный поход?
– От нас ничего не зависит. Что должно произойти, то и произойдет. Бояться нет смысла. Меня и злыми «зэками» пугали, и дикими зверями. Но я только одного шакала под Волгоградом встретил, а в тайге – никого. Хотя я готовился к походу, изучал флору и фауну не только России. 

– По дороге болели?
– Нет. Только раз ноги распухли – без бинтов пошел. У меня суставы ног разрушаются, и если не замотать их бинтами – плохо дело. Через неделю прошло. Из лекарств у меня был только активированный уголь. Я к этому путешествию готовился морально, духовно, физически. Не каждый сможет даже месяц прожить в одиночестве. Я к этому готов и могу постоять за себя. Но советую сто раз подумать, стоит ли идти в такой экстремальный поход. Всем, кто захочет это сделать, готов помочь. Но, честно говоря, это серьезное решение, путь очень трудный, надо к нему долго готовиться. 

– А вы ни разу не пожалели, что пошли?
– Один раз пожалел, когда не помог человеку. Это перечеркнуло все, ради чего я шел. Нет, потом, спустя время, помог, но не сразу. Теперь никому не отказываю, нельзя. 

– Удалось хоть как-то обратить внимание властей на проблемы инвалидов? Какие выводы сделали?
– Проблем у инвалидов очень много. Это не только пандусы, съезды… И не всем есть до них дело. В Череповце на входе в здание прокуратуры нет заезда для инвалидной коляски, но есть кнопочка! Нажал –через 30 секунд выбежал сотрудник помогать. В Армавире тоже есть такая кнопочка, но после того как я ее нажал, ждал полчаса, никто не вышел, и я сам зашел. По большому счету, сами инвалиды должны требовать достойного к себе отношения, но большинство молчит. Надо отстаивать свои права! Я рад, если могу помочь кому-то конкретно не опустить руки, не отчаяться. 

Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com
Фото: vk.com

И снова – в поход! 

До Иркутска Сергей не дошел. Он проделал путь пешком больше чем в 5281 километров (в день, бывало, проходил до 70 километров). Шел 216 дней. Добрался до Канска в Красноярском крае и решил остановиться. Ослепляющий снег стал преградой для продолжения похода: «Если без снега я вижу хотя бы 5−10 метров, то с ним не вижу ничего». Была опасность свалиться в кювет вместе с коляской.  Из Канска путешественник добрался до Иркутска на электричках (дешевле, чем поездами). Таким же образом вернулся в Армавир. А что же с рекордом?

– С «Книгой рекордов России» я не сотрудничаю. Я пока не знаю, будет ли зафиксирован рекорд в книге Interrecord в категории «наименьшее время преодоления 1 тысячи и более километров пешком по России инвалидом первой группы по зрению без сопровождения». В этой номинации рекордов еще нет. То есть это как бы планка, которую я устанавливаю. Но это под большим вопросом. Мне не нравится, что я предоставляю треки, установленные со спутника, а у меня требуют скриншоты каждого трека. Так что все еще в процессе.

Новые рекорды, километры, люди, чиновники… Сергей Алексеев не намерен останавливаться. Он готовится к новым марш-броскам:  «Подготовлюсь, куплю новую палатку, горелку, кеды». Кстати, за время путешествия до Иркутска сносил пять пар обуви: «900 километров – и пара обуви – вжух! – можно выкидывать».

В армавирском спорткомитете впечатлились поступком Алексеева и решили поддержать – ищут спонсоров. Сергей мечтает пройти пешком по Крымскому мосту и стать первым инвалидом по зрению в этом походе. А главное – совершить путешествие в паре с инвалидом-колясочником из Ачинска Виктором Сибириным («Моя Околица» рассказывала историю отчаянного путешественника). 

– Этот удивительный человек проехал на инвалидной коляске 1418 километров по горкам – от Ачинска до Байкала. 42 дня своими руками крутил колеса коляски! Руки в кровь содрал. Я счастлив, что с ним познакомился. Хотите, дам его номер? – говорит Сергей. 

– Конечно!
И это будет еще одна история, история людей, для которых нет ничего невозможного. 

Наталья Иваненко. Фото из архива  Сергея Алексеева.

Читайте также