26 апреля, 16+

Не боится «летать»! Пенсионер из Тимашевска поразил всю страну силой духа и изобретательностью 

Александр Юдин в инвалидной коляске прямо с улицы поднимается на третий этаж своей хрущевки на самодельном лифте. Видео разлетелось по всем соцсетям и попало в новости центральных телеканалов. О том, почему человек без ноги не боится «летать» и как он создает для себя неограниченные возможности, мы узнали, побывав у Александра Васильевича в гостях.

Сердце оказалось сильным  

Александра Васильевича мы застали в гараже. Он только что вернулся с работы,  припарковал машину и пересел в инвалидную коляску. Видно, что устал от внимания журналистов, свалившихся ему как снег на голову после того, как блогер выложил в сеть видео «летающего» пенсионера.

– Жил себе, жил, никого ни о чем не просил, а тут… – досадует герой соцсетей, перебирая колеса коляски руками в мозолях. – Сладкая у вас должна быть жизнь! В «сладком» микрорайоне же! – пытаюсь шуткой поднять Александру Васильевичу настроение. Пока мы вместе идем к его дому, обращаю внимание на табличку с адресом на доме: «Микрорайон сахарного завода» и на стойкий, приторный запах в округе.

– Когда здесь жили при коммунистах – действительно была сладкая жизнь, – оживляется Александр Васильевич. – Мое детство прошло здесь. В ДОСААФ, Дом пионеров ходил. В этих домах, что еще немцы строили в начале шестидесятых, и кинотеатры были. Директор завода добился, чтобы сюда рейсовый автобус ходил. Пенсионер вспоминает, как носился с пацанами по микрорайону и горя не знал. Повзрослел, женился, родился сын. Работал на заводе электриком, электромонтажником, крановщиком. Но в один миг хорошая жизнь стала горькой, в 36 лет. В 1996 году, когда Юдин ехал с работы на мопеде, совсем рядом с домом его сбила машина. Открытый перелом ноги. Врачи, которые вытащили «с того света», сказали, что он потерял две трети крови. Сердце у парня оказалось крепким – выжил. Хирурги старались спасти ногу, даже пришили ее, но не прижилась. Привыкать к «новой» жизни оказалось непросто. Расставание с женой, попытка заглушить боль алкоголем. Астма, которая началась после ампутации.

– Подурковал немного, попил, – признается Александр Васильевич. – Но в какой-то момент взял и бросил.  

«Лежать и помирать – не для меня»

– Александр Васильевич, вы сказали, что много лет передвигались на костылях, а как пришла мысль сделать подъемник в квартиру? Вы же отказались от пандуса в подъезде! Понятно почему: пролеты узкие, спускаться было бы невозможно.

– Три года назад я сломал шейку бедра. Одной ноги нет, другая в гипсе. Лежал, думал, как буду отсюда выбираться. Лежать дома и помирать – это не для меня. Тем более прочитал, что у 70 процентов пациентов с переломом шейки бедра – летальный исход. Я этого не хотел. Начал искать выход.  В интернете не нашел подходящего варианта как инвалиду-колясочнику подниматься в квартиру. Ни пандусы, ни ступенькоходы меня не устраивали – везде нужен был помощник. А я хотел сам. Вдруг мелькнула мысль попробовать собрать свое сооружение, чтобы добираться до третьего этажа. Начал копить деньги – из зарплаты, пенсии, купил необходимое оборудование. Когда сняли гипс, начали вместе с сыном монтировать. Андрей у меня тоже многому научился, толковый. Установили на балконе тельфер (подъемный механизм. – Прим. ред.), прикрепили трос, наладили управление с пульта. Постепенно испытывали, дорабатывали, чтобы подъемник надежный был.

Александр Васильевич в который раз демонстрирует свой «полет». Нажал кнопочку на пульте – стропы опустились. Прицепил их к коляске, нажал кнопочку – поехал вверх, слегка отталкиваясь от балконов соседей, мимо которых «пролетает». Нет-нет, соседи не жалуются. Привыкли уже. Знают, что если «дядя Саша» на работу поехал, значит, семь утра. На балконе установил дверцу, через которую «залетает» на коляске. Перемещается на стул, оттуда – в домашнюю коляску. Кстати, электропривод к ней сделал сам, теперь по улице она может разогнаться больше 20 километров в час. А с подъемником вроде просто, но не каждый инвалид так сможет. Откуда такая смелость, характер?

– Я на башенном кране долго работал и по стреле лазил. А тут – шесть метров всего. И то поначалу было страшно. В первый раз и сердце колотилось, и руки тряслись. Пока не опустился, не отдышался. Звоню сыну: «Я спустился!» А он мне: «Да уже пол-Тимашевки знает!» Характер, говорите? Не знаю, может, и характер. Жизнь закалила. Я грубоватый, жесткий, спортом занимался. С девятого класса работать начал, учеником электромонтажника. Когда был маленький, отец в аварию попал и приходилось самому крутиться с младшим братом. Нас так воспитали, что мы могли своими руками все делать. И велосипеды ремонтировали, и в кучах металлолома копались, дырчики (мопеды. – Прим. ред.) собирали. После армии мотоцикл купил, собирал-разбирал, чтобы лучше работал. Увлекался радио, сам паял, ковырялся. В детстве гвозди в розетку шырял. Пытался понять как все устроено.  

Александр Васильевич в который раз демонстрирует свой «полет». Фото Н. Иваненко.
На балконе установил дверцу, через которую «залетает» на коляске. Фото Н. Иваненко.

«Умный дом» с музыкой 

Упрямый Александр Юдин – боец и настоящий хозяин. Кроме того, что соорудил себе «лифт» и установил за окнами солнечные батареи как источник энергии (вдруг отключат свет в доме, а он поднимается на коляске и может застрять. – Прим. ред.), добился разрешения на индивидуальное отопление в квартире. Установил двухконтурный котел и сам регулирует отопительный сезон – тепло включает, когда нужно и сколько нужно. Платит только за газ и воду. Правда, обычной электроэнергией пока пользуется, заряда от солнечных панелей на все не хватает. 

Экономия на коммуналке для человека с пенсией в 8 тысяч и минимальной зарплатой специалиста по закупкам на заводе – это вынужденный способ выживания. Говорит, 3–4 тысячи за отопление теперь минусом – хорошее подспорье. 

В доме чисто и уютно. С сыном сделали хороший ремонт, расширили дверные проемы. Александр Васильевич рассказал, что сам много работы сделал, штукатурил. Ну как это возможно?! Для него нет невозможного. Делает все сам, и борщи варит. В морозилке – фрукты, ягоды,ни чай, ни кофе не пьет, только компоты, что сам готовит. Правда, есть один помощник – система «Умный дом», которую Юдин тоже установил в квартире сам. Она его «слушается» – с ручного пульта управления включает и выключает воду, сплит-систему, открывает входную дверь. Управление с пульта – это и есть его доступ к неограниченным возможностям. «Улыбнуло», когда, включив свет в ванной, мы услышали приятную музыку. Это –для настроения. Александр Васильевич любит музыку и с гордостью показывает мечту своей молодости, которая исполнилась спустя многие годы – рижские аудиоколонки. Усилитель звука сделал сам.

– Долбит так, что соседи пляшут! – улыбается мастер. 

Привык надеяться только на себя 

– Александр Васильевич, ваш дом – это ваша крепость?  
– Да, родное место. Соседи хорошие, отзывчивые, все свои, все друг друга знаем, почти все одного возраста. И детвора в гараж приходит, в мастерскую, ремонтируем вместе. Соседи приносят ножи точить, и дома проведывают. Звонят, интересуются как дела. Мамочкам помогаю детские коляски починить. Вот почему Александр Васильевич расстроился, что ему, после того как он вмиг стал известным, власти предложили подыскать новое жилье.

– Александр Васильевич, так, может, к лучшему все это? Может, даже в дом переедете, чтобы «летать» не приходилось.
– Не хочется мне в другое место переезжать, здесь я всех знаю, а в другом доме останусь один. Тут на виду, соседи, детвора помогает что-то занести, бывает, и ключ им даю от квартиры. Я вырос здесь. Весь поселок родной. Переезжать – это большой стресс для организма. Как понервничаю – приступы астмы начинаются. Да и снова придется устраивать все «под себя». Ведь даже в частном доме нужны пандусы. Мне лучше остаться здесь. У моего подъемника запас прочности – ого-го! Трос до 300 килограммов выдерживает, стропы пятитонные. Любой проверяющий может все посмотреть, оценить, если что надо переделать и улучшить – все сделаю. Только бы оставили меня в покое. Я привык сам на себя надеяться.

Но его проблемами заинтересовались и прокуратура, и следователи, и врачи, мэр Тимашевска приезжал, лично беседовал с героем соцсетей. 

– Все спрашивают, почему мне не было никакой помощи? Почему у меня III группа инвалидности, хотя я без ноги?  А какая помощь, если по III группе даже коляска не положена! Вообще льгот нет, кроме коммуналки, а тем более работающим инвалидам. 

– Правда, а почему у вас только III группа?
– Какую дали врачи. Денег наверное надо было дать, чего я не сделал. Сейчас вот вмешались в ситуацию. Девочки из соцобеспечения помогли, возили на комиссию. Будут переоформлять.

Мэр Тимашевска Николай Панин пообещал пенсионеру-инвалиду новую коляску, а еще – помочь в обустройстве подъездного пути к магазину, что рядом с домом. На своей странице в Инстаграм он написал, что ничего незаконного в сооружении Юдина нет, поэтому никаких проверок не будет.  А блогер, благодаря которому пенсионер стал героем соцсетей, извинился, что сделал это без разрешения. Но ведь, если бы не сделал, власти и не обратили бы внимания на человека, который бьется за жизнь в одиночку. Изобретает все сам, «на коленке», чтобы только полноценно жить, а не «лежать и помирать» в четырех стенах. 

Наталья Иваненко.

Видео: youtube.com

Читайте также