20 апреля, 16+

Ошибки, которые не надо исправлять. Зачем впадать в отчаяние, вспоминая былые просчёты и неудачи

Когда мы говорим о прощении, в особенности о самопрощении, мы всегда подразумеваем свое отношение к тому, что уже свершилось в прошлом.  Часто мы не можем примириться со многими событиями, успокоиться и сохранить светлый взгляд на жизнь. Как говорят, ошибки тянут вниз. По моему мнению, это неправильная жизненная позиция, которая буквально отравляет существование.

Есть короткая вдохновляющая история о том, почему многие ошибки совсем не предназначены для того, чтобы их исправлять.

В Америке существует музей-галерея, где продаются необычные ковры индейцев навахо. На многих коврах видны маленькие изъяны, отступления от рисунка, случайные линии и узоры. Многих посетителей это очень удивляет. Оказывается, индейцы действительно ошибаются, когда ткут ковры, но сознательно не возвращаются назад, чтобы исправить ошибки. По их мнению, они уже затратили время на работу, ошибка уже вплетена в ткань времени и незачем исправлять ошибку, которая уже произошла.

Это великолепное напоминание о том, что человеческая природа несовершенна и очень полезно знать и помнить об этом. Эти же индейцы любили приводить пример с восхождением на гору. Когда мы взбираемся на вершину, то по дороге обязательно делаем неверные шаги и оступаемся. Но продолжаем идти. Мы не останавливаемся и не возвращаемся в исходную точку, если где-то споткнулись и упали, а где-то пошли неправильной дорогой и сбились с пути. Мы продолжаем идти.

Невозможно стереть неверный шаг. Он уже произошел, и это часть восхождения… Если тебе удалось достичь вершины, ты не считаешь восхождение неудачей. Точно так же навахо не считают ковер с несколькими неверными стежками бракованным. Если ковер закончен – значит, он удался. И, что еще важнее, ковер с несколькими неверными стежками – правдивый, подлинный ковер.

А в Японии существует феномен кинцуги – так называется техника восстановления керамических предметов. Обычно при этом применяется золотой порошок, смешанный со специальным лаком. Смысл данного искусства – так соединить разбитые части, что новый предмет приобретает ценность, едва ли не большую, чем у первоначального. Подобные предметы сервировки часто используются при проведении чайной церемонии. Считается, что они обогащены своей неповторимой историей и изящным восстановлением к новой жизни.

А с точки зрения психологии этот вид искусства можно применить ко времени жизненного кризиса: какие проблемы нас не убивают, а делают сильнее, что формирует нас как личность. И вместо того чтобы скрывать и запудривать шрамы, есть смысл ценить их как своеобразные метки полученного ценного опыта. И это дает осознание того, что ничто не разрушается невозвратно, все возможно по-новому воссоздать и склеить. И в то же время есть смысл смириться с собственным несовершенством. Даже недостатки — они только ваши, и составляют вашу неповторимость и индивидуальность – как бережно склеенная с помощью золотого лака тонкая фарфоровая чашка.

Работая с пожилыми и инвалидами в Доме престарелых, я часто рассказываю эти истории, когда кто-то из них начинает заниматься самоистязанием, впадает в отчаяние, теряет душевные силы, вспоминая все свои былые просчеты и неудачи. Сочувствуя человеку в таком состоянии, выслушивая его снова и снова, проявляя искреннюю эмпатию, психолог помогает преодолеть сложное психологическое состояние и вновь вернуться к нормальной жизни.

Е. Папазян, психолог Нефтегорского Дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Читайте также