19 марта, 16+

Деньги можно вернуть: как оспорить «ошибочный» платёж на чужую карту или номер телефона

Переводя деньги на чужую карту, банковский счет или телефонный номер, всегда есть риск перепутать пару цифр и отправить платеж постороннему человеку. Как только деньги поступают на другой счёт, ваш банк уже не может отозвать их обратно. Вернуть такой «ошибочный» платеж поможет простая инструкция.

Ситуация: счет или телефонный номер не существуют

Конечно, через приложение онлайн-банкинга вы не сможете отправить платеж на несуществующий банковский счет — система сама не позволит вам это сделать. А вот при переводе по реквизитам счета такая ситуация вполне возможна. Рано или поздно в банке все равно обнаружат «зависший» платеж и вернут его отправителю, но на это может уйти много времени. Поэтому, если деньги не возвращаются дольше трех дней, надо обратиться в банк и написать заявление на их возврат.

Такой же алгоритм действий и с несуществующим номером телефона.

Ситуация: деньги переведены на чей-то счет или номер

Как только средства поступают на чью-то карту или счет, они становятся собственностью его владельца. Так что без согласия этого человека вы деньги не вернете. Первым делом следует позвонить на горячую линию своего банка, объяснить ситуацию и попросить об отмене платежа (позже потребуется написать заявление). Если банк не успел совершить перевод, деньги можно будет вернуть.

А вот в случае, когда ваш банк уже провел платеж, ситуация от него уже не зависит. Тогда придется обращаться с запросом об отмене в банк получателя. Его название можно узнать, забив в интернет-поисковик номер БИНа — первых шести цифр номера карты, на которую совершён ошибочный перевод. Сразу звоните на горячую линию этого банка и просите сотрудника оформить электронное заявление о возврате средств (его также придется продублировать в отделении банка, приложив квитанцию, подтверждающую перевод).

Банк должен будет связаться с получателем денег и попросить его о возврате.

Ситуация: получатель отказывается вернуть деньги

Самый неприятный вариант развития событий. Если уговоры сотрудников банка не помогли воздействовать на получателя «нечаянного» плтежа, вам придется обращаться за помощью в суд. Если сумма перевода меньше 50 тысяч рублей, нужно обращаться к мировому судье, при более крупных суммах — в городской суд. Это правило касается любых видов перевода: на карту, на счёт, по номеру телефона.

Нужно будет написать иск с требованием вернуть деньги, полученные как неосновательное обогащение по статье 1102 Гражданского кодекса. В качестве ответчика указывайте банк владельца карты. Сотрудники банка обязаны предоставить суду данные получателя средств и доказательства зачисления платежа на его счёт. Тогда можно будет подать ходатайство о привлечении владельца этой карты в качестве ответчика.

Иск следует подавать по месту регистрации банка-ответчика. Заявление можно написать в канцелярии суда, а можно отправить по почте или онлайн с помощью сервиса «Электронное правосудие» на Госуслугах.

Елена Шумовская

Читайте также