26 апреля, 16+

Неудачная покупка: как вернуть деньги, если оплачивали банковской картой

Возврат денег за покупки, оплаченные банковской картой, называется чарджбэком. Чаще всего эту процедуру применяют при разногласиях покупателя и продавца или поставщика услуг. Эта опция хорошо работает в случае онлайн-покупок. К примеру, вы оплатили картой в интернет-магазине дорогую вещь, но пришёл совершенно другой товар, а продавец ваши возмущённые письма игнорирует. Что делать? Большинство оказавшихся в такой ситуации смирятся с неудачной покупкой, потому что не знают, что такое чарджбэк. О том, как вернуть свои деньги рассказали на сайте Финансовая Культура.

Товар не тот — требуйте деньги

Условия чарджбэка обязательно должны быть прописаны в правилах работы платежных систем и банков. Обычно это относится к следующим случаям:

► вы оплатили товар, но не получили его или получили не тот;

► сделали возврат оплаченного товара, но деньги назад не вернули;

► с карты сняли больше, чем стоил товар;

► деньги списали по ошибке, например, по автоподписке, которую не получается отключить;

► деньги за одну и ту же покупку списали дважды.

Если ваш случай не попадает ни в одну из этих категорий, следует проконсультироваться по вашей проблеме с сотрудниками банка.

Претензии — в банк

Получив заявление недовольного покупателя, работники банка оценивают ситуацию и решают, можно ли начать процедуру чарджбэка. Если да, то направляют претензию клиента платежной системе, а та, в свою очередь, — в банк продавца. Там тоже выясняют, действительно ли клиент обязан вернуть деньги. Если всё подтверждается, то банк продавца спишет нужную сумму с его счёта и через платежную систему отправит её банку покупателя. И, в конечном счёте, деньги поступят на ваш счёт.

Обычно чарджбэк – это бесплатная процедура, но банки имеют право устанавливать на неё комиссию, что должно быть прописано в вашем договоре.

Договоры и сроки

Для начала специалисты всегда советуют постараться уладить спор с продавцом самостоятельно. Тем более что и ваш банк не примет заявление на чарджбэк без факта провалившихся переговоров.

Обязательно сохраните вашу переписку: письма, их копии, скрины чатов. Если продавец откажется возвращать деньги, вы сможете подтвердить, что уладить конфликт своими силами не удалось.

Существуют установленные законом сроки. Так, если покупатель сразу получил товар или услугу после оплаты, то обычно подать заявление можно в течение 120–180 дней.

Если покупатель рассчитался за товар или услугу заранее, то на опротестование операции даётся до 540 дней с момента оплаты. Например, 1 мая вы купили билет на концерт, который должен состояться 29 ноября. За неделю до мероприятия его отменили, а деньги не вернули. Таким образом, между покупкой билета и датой несостоявшегося концерта прошло 213 дней.

Что касается банка, то по закону он обязан дать ответ по поводу чарджбэка в течение 30 дней, если вы делали покупку внутри страны, или 60 дней, если вы оплатили товар зарубежному продавцу.

Могут отказать

Самый простой вариант – ваш банк не проводит процедуру чарджбэка. Два других – если вы опоздали со сроками или ваша претензия не соответствует правилам платежной системы.

Но есть и более специфические случаи. В чарджбэке откажут, если владелец карты по ошибке отправил деньги другому человеку, добровольно перечислил их мошенникам или неудачно инвестировал.

Елена Шумовская

Читайте также