30 апреля, 16+

Разве не счастье, жить душа в душу со свекровью?

Хочу рассказать вам о прекрасном человеке, моей свекрови. Вера Емельяновна Швидкая — человек с большой и открытой душой, любящим сердцем и огромным жизненным опытом, оптимист и жизнелюб. Не помню, чтобы мама ходила размеренным шагом, всегда бегом. Сейчас, конечно, здоровье шалит и силы не те, но она не сдается, чувствуется закалка нашего старшего поколения, а еще – дух потомственной казачки.

На долю родителей выпало много трудностей: голодное и сиротливое детство (мама Вера рано потеряла мать). Потом Великая Отечественная война, трудные послевоенные годы. Я часто задаю себе вопрос, а было ли детство у наших родителей? И не нахожу тех лет, которые можно отнести к счастливому детству. Если с 8-10 лет они уже работали, то в няньках, то в помощницах кухарки, а если еще учесть, что с трех лет без матери, то, какое же оно детство?

Во время войны, еще совсем девчушкой, мама работала рыбаком. Азовское море от ст. Гривенской недалеко (45-55 км), рыбы в те годы в море водилось много. Трудоспособные мужчины воевали, и рыба для фронта ох, как была необходима. Вот и занимались ее отловом женщины, старики и подростки. Наша мама «таскала волок» по реке Протоке. Бывало, приходилось это делать под обстрелом немецких снарядов (немецкие корабли стояли в Азовском море).

Послевоенная жизнь тоже не баловала, кругом разруха, нищета. В 1946 году мама вышла замуж за хорошего работящего парня, Швидкого Михаила Ивановича (в будущем моего свекра). Начинать свою совместную жизнь им пришлось с нуля. В 1947 году уехали на Сахалин, проработав 7 лет – вернулись, купили в своей станице хату и прожили в ней всю свою жизнь.

Может, кто-то скажет, что такие судьбы не редкость для того поколения – не буду спорить, но сохранить душевное равновесие, человеколюбие, не озлобиться на весь мир (как часто бывает), думаю, дано не каждому. Тем более что жизнь посылала свекрови испытание за испытанием.

В 1982 году младший сын Веры Емельяновны из-за несчастного случая в рядах Советской Армии получил увечье. В сентябре 1995 года она потеряла своего старшего сына Василия (моего мужа), в декабре 2000 года ушел из жизни ее муж, Михаил Иванович, а в апреле 2010 года мы с нею потеряли моего старшего сына Сергея (ее внука). Горе и редкие радости, выпадающие на нашу долю, мы переживаем вместе уже сорок пять лет, хоть и живем не вместе. Я в Краснодаре, она в ст. Гривенской. Раньше мы очень тесно общались друг с другом, жили как одна семья, несмотря на расстояние. Сейчас видимся реже, так как здоровье не позволяет часто ездить ни маме к нам, ни мне к ней, но семья наша осталась все такая же родная и дружная.

У Веры Емельяновны замечательные дети, дочь Люба и сын Сергей, которые заботятся о своей маме, часто навещают ее, привозят продукты, помогают по дому. На все предложения переехать к детям в Краснодар мама отвечает категорическим отказом, ей хочется жить в своем доме. А в доме у нее всегда уют, чистота и множество цветов. В огороде она выращивает болгарские перцы величиной с ладонь, при этом с улыбкой рассказывает, как трудно приходится таскать воду, чтобы все это поливать, но оставить любимое занятие она не может. На кухне у нее всегда пахнет необыкновенно вкусным борщом, ухой или только что пожаренной рыбой (даже сейчас, когда уже и трудновато готовить стало). Кто бы ни переступил порог дома нашей мамы, уже не уйдет от нее без чая, а то и обеда. Щедрая, гостеприимная, она всегда приветливо встретит, выслушает и поймет, а попросишь совета, поможет и в этом.

Когда супруги живут душа в душу, о них говорят, что они нашли свое счастье, а разве жить душа в душу со свекровью не такое же счастье?

Л.Л. ШВИДКАЯ, г. Краснодар.

Читайте также