16+

Хозяйки ночного неба. История подвига военных лётчиц «Дунькиного полка»

Перед Парадом Победы в Москве. Фотохроника ТАСС, фотограф Е. Халдей

Давайте вспомним про войну!

В нашей стране, наверное, все видели военную кинокомедию «Небесный тихоход», где показали женскую эскадрилью на У-2/По-2. Женский экипаж на этом самолете летал и в замечательном фильме «В бой идут одни старики». Складывается впечатление, что на этой модели воевали исключительно женские экипажи. Но как все было на самом деле?

Им бы в небо

20-30 годы XX столетия стали временем бурного развития авиации и стремления в небо – не только большинства юношей, но и многих девушек. Свои знаменитые летчицы появились и в США, и в Европе. Но все же именно в СССР подготовка девушек-пилотов и штурманов в аэроклубах ДОСААФ стала массовым явлением. Некоторые летчицы получали всемирную известность. Одной из них была Марина Михайловна Раскова, старший лейтенант госбезопасности и майор ВВС в годы войны.

В 1938 году она в качестве штурмана участвовала в сверхдальнем перелете на самолете АНТ-37 «Родина», длившемся 26 часов, в составе чисто женского экипажа (командир В.С. Гризодубова, второй пилот – П.Д. Осипенко). Все три участницы перелета получили звание Героев Советского Союза, став первыми женщинами, удостоенными этой чести.

После начала войны Раскова получила от советских девушек немало жалоб на то, что их не хотят брать в военную авиацию даже при прохождении полного курса обучения. Она смогла пробиться к Сталину и получила его личное разрешение на создание женских авиачастей. И 15 октября 1941 года в городе Энгельсе началось формирование 586-го истребительного полка (с парком новейших истребителей Як-1), 587-го бомбардировочного (базу составляли устаревшие легкие бомбардировщики Су-2) и 588-го ночного бомбардировочного (легкие универсальные У-2). Раскова лично объездила аэроклубы и школы ДОСААФ, отбирая способных девушек (в основном 17-25-летних) на должности пилотов и штурманов этих полков.

Для двух первых полков достаточного количества женщин найти не удалось, и они стали смешанного состава с постепенным преобладанием мужчин. А вот 588-й ночной бомбардировочный полк стал единственной в истории авиации частью с исключительно женским составом – к прекрасному полу относились не только его пилоты и штурманы, но и механики и оружейники. Сама Раскова возглавила 587-й бомбардировочный полк, добившись его перевооружения на новейшие пикирующие бомбардировщики Пе-2. К сожалению,
в 1943 году она погибла в авиакатастрофе.

1. Марина Раскова. Фото: Александр Грибовский/commons.wikimedia.org
2. Евдокия Бершанская (слева), Мария Смирнова (в центре) и Полина Гельман. Фото: Mil.ru/commons.wikimedia.org
Девушки-летчицы 46-го гвардейского НБАП перед самолетом У-2 Геленджик. Фотохроника ТАСС, фотограф Е. Халдей

Фирменный почерк

Если говорить о 588-м ночном бомбардировочном полку, то он первоначально был двухэскадрильного состава, по 12 самолетов в эскадрилье, численностью в 112 человек. Его командиром назначили 29-летнюю Евдокию Давыдовну Бершанскую – капитана, опытную летчицу с десятилетним стажем, возглавлявшую до этого женский отряд в Батайской авиашколе (закончила вой-ну гвардии подполковником).

В конце мая 1942 года полк отправился на фронт, войдя в сос-тав ночной бомбардировочной дивизии, руководство которой было очень недовольно таким пополнением. По имени командира полк прозвали «Дунькиным».

Боевые вылеты девушек начались в июне 42-го. В первый бой отправились три экипажа во главе с самой Бершанской. К сожалению, этот вылет открыл и счет первым потерям – из боя не вернулись командир эскадрильи Любовь Ольховская и штурман Вера Тарасова. Всего за время боевых действий полк потерял 32 летчиц.

«Дунькин полк» сражался в тяжелейших боях на Южном фронте. Вместе с армией, разрушая вражеские переправы и атакуя колонны, отступал в предгорья Кавказа, а затем оборонял Владикавказ, Кубань, поддерживал морской десант на Керченском полуострове, освобождал Крым и Севастополь. Немцы дали летчицам новое прозвище: «ночные ведьмы».

У «ведьм» был фирменный почерк. Они «подкрадывались» на максимально низкой, опасной высоте, с выключенным двигателем и атаковали вражеские укрепления, склады и базы. Немцев такая тактика заставала врасплох, они не успевали отреагировать. Из-за того что свист планирующего самолета ассоциировался у немцев с полетом ведьм на метлах, летчицы и получили свое прозвище.

Боевые рекорды

Заслуги летчиц, безусловные и впечатляющие, отразились в официальных преобразованиях. Вначале полк получил звание гвардейского, затем почетное наименование Таманский Краснознаменный, ордена Суворова III степени авиационный полк ночных бомбардировщиков.
Сражения на берлинском направлении положили конец вой-не и завершили историю легендарного соединения. В мае 45-го большинство девушек демобилизовали, а в октябре расформировали и сам полк.

Подсчитано, что летчицы совершили 23 672 боевых вылета. За одну летнюю ночь экипаж совершал 6-8, а зимой 10-12 вылетов, перерывы между которыми составляли 5-8 минут. В таком режиме один маленький самолетик успевал сбросить на врага столько же бомб, как и тяжелый бомбардировщик.

Полк обрушил на врага более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных боеприпасов, уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных поездов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окруженным советским войскам. Многих отважных девушек отметили наградами, 23 из них стали Героями Советского Союза (притом что это звание давали только за 800 боевых вылетов), еще две летчицы получили в 1995 году звание Героя России, а одна стала Народным Героем Казахстана.

Сейчас традиции легендарного полка продолжают девушки-бойцы подразделения «Ночные ведьмы 2», управляющие дронами в зоне СВО.

Александр Савельев, г. Краснодар.

КСТАТИ
● Рекордсменкой по вылетам в женском полку стала Евгения Жигуленко, наша землячка родом из Краснодара. На счету «ночной ведьмы», Героя Советского Союза, 773 ночных боевых вылета. После войны Евгения Андреевна поступила во ВГИК, а в 50 лет стала кинорежиссером и осуществила мечту – сняла о подругах художественный фильм «В небе ночные ведьмы». В сюжет вошли эпизоды, связанные с освобождением Кубани.
● 7 мая 1988 года в аэропорту Краснодара был открыт памятник Евдокии Бершанской. В 2005 году авиакомпания «Кубань» назвала один из своих самолетов «Бершанская». Имя летчицы носит улица в Пашковском микрорайоне. Школа № 7,
расположенная на этой улице, названа в честь Евдокии Давыдовны.
● В поселке Пересыпь в честь летчиц, героически погибших на Таманской земле в 1944-м, назвали улицы. На развилке улиц Таисии Володиной и Анны Бондаревой установлен и памятник. Неподалеку от него находятся могилы героинь.

Фотохроника ТАСС, фотограф Е. Халдей
В минуты отдыха. Фотохроника ТАСС, фотограф Е. Халдей

Что такое красота?

Две подруги – начальник штаба легендарного полка Ирина Ракобольская и командир звена Герой Советского Союза Наталья Кравцова (Меклин) написали в соавторстве книгу «Нас называли ночными ведьмами». И это не просто хронология подвига. Уникальность книги в милых подробностях.

Попал в книгу, например, эпизод со стиркой. Однажды девушки постирали в арыке свое немудреное бельишко и повесили сушить его под крылья самолетов – никаких других более подходящих мест для этого в полевых условиях сыскать было невозможно. Как на грех, в тот самый день в полк нагрянул начальник. Возмущения его не было предела. «Вы только подумайте, – распекал он, – белье – на боевые машины!»

Однако он же, вскорости, впечатленный результатами летчиц, хвалил их на партсобрании полка и называл «самыми красивыми в мире». Потому что настоящая красота –
не в накрашенных бровях и губах, а в том великом душевном порыве, с которым девушки воевали за Родину.

Читайте также