Часто говорила, что я очень похож на него…
«Я всегда завидовал дворовым мальчишкам, которые гоняли мяч во дворе, катались на велосипедах по шоссейным дорогам навстречу ветру или просто гуляли по вечернему городу. Мечтал услышать от отца: «Я горжусь тобой, сын!». Однако я никогда не слышал строгого, но тёплого совета отца, так как меня воспитывала мама одна. Она говорила: «Откуда в тебе мужской характер отца? Ты так похож на него!».
Я очень любил маму и старался не огорчать ее, хотя рос дворовым мальчишкой. Как и мои друзья, гонял мяч до самого вечера, пока мама не загоняла меня домой на ужин. Разбивал мячом соседские окна, пропускал уроки, чтобы сбегать в кинотеатр на любимый фильм. Но при этом старался радовать маму: в школе учился без троек, в спорте показывал отличные результаты. Вся моя комната была заполнена кубками, медалями, грамотами.
Чтобы обеспечить мне счастливую и достойную жизнь, мама трудилась на двух работах. Я не помню, чтобы она когда-нибудь брала больничный. Она была заведующей химической лаборатории на заводе, а ночами мыла полы в кабинетах начальства. В выходные шила одежду для женщин.
Мама окончила химико-технологический институт, и именно тогда встретила свою любовь – моего отца. Она пронесла эту любовь через многие годы. Я не помню отца, потому что мама не вышла за него замуж. Он пропал, когда я ещё был у неё в животе. Мама не придумывала мне сказки о том, что мой отец героически погиб или был лётчиком. Она честно сказала, что он даже не знал о моём существовании.
Когда родители познакомились, мама училась на втором курсе института, а отец — на последнем курсе военного танкового училища. На выпускном отца они поклялись быть вместе, мечтали пожениться. После окончания училища отец ждал распределения, чтобы увезти маму на новое место, где они собирались начать совместную жизнь. Но все планы разрушила страшная телеграмма: его срочно вызвали домой.
Отец не успел: его мать, моя бабушка, умерла, не дождавшись его приезда. Эта утрата стала для него тяжёлым ударом. Когда ему предложили продолжить службу, выполняя интернациональный долг в Афганистане, он согласился, не раздумывая.
Никто не знал, где он служил, так как первое время это было тайной. Его отец, мой дедушка, получал письма с обратным адресом одной из республик Союза — откуда солдаты отправляли письма домой. В Афганистане мой отец командовал взводом. Солдаты называли его «Батей».
Однажды, выполняя задание, солдаты его взвода заминировали тропу, по которой должны были пройти боевики-душманы. Неожиданно на тропе появилась маленькая афганская девочка, которая гнала корову. Отец, не раздумывая, бросился к девочке и оттолкнул её на несколько метров, когда корова подорвалась на мине. Он прикрыл ребёнка своим телом. Осколки мины пронзили его спину, задели лёгкое, а ноги пострадали больше всего. На одной ноге осколок раздробил кость, на другой – оторвал ступню.
Позже, уже в госпитале, отец узнал ещё одну страшную новость: его отец скончался от инфаркта.
Когда я окончил школу, поступил в институт, который находился в другом городе. Чтобы помочь маме, устроился курьером: разносил продукты, лекарства, почту.
Однажды я получил заказ, включавший всё сразу. Приехав по нужному адресу, я услышал голос из квартиры, попросивший занести заказ в комнату. Войдя в зал, я увидел мужчину в инвалидной коляске. Его ноги были прикрыты пледом, а голова – седая, хотя сам он не выглядел старым. Видя моё замешательство, он первым начал разговор:
– Сегодня я дал Вареньке выходной. Она фельдшер, ее ко мне прикрепили в Совете ветеранов. У меня закончились лекарства, и так захотелось сладкого. Вот и заказал медовые пряники и клубничное варенье. Вы мне составите компанию? Вместе попьём чай, будет веселее.
Так как я был свободен, то с радостью согласился. Мы разговорились, не заметив, как наступила ночь. Транспорт уже не ходил, и мой новый знакомый предложил мне переночевать в одной из свободных комнат его просторной квартиры. Я позвонил другу, с которым мы вместе снимали жильё, и предупредил, что меня сегодня не будет.
Когда я помогал мужчине перебраться с кресла в постель, то заметил за его ухом родимое пятно в форме буквы «А». Меня охватило волнение: у меня было такое же пятно. Именно из-за него мама назвала меня Антоном, считая, что это знак свыше. Но я не решился рассказать о своих догадках.
Утром раздался звонок в дверь. На пороге стояла девушка в медицинской шапочке и белоснежном халате, с маленьким чемоданчиком в руках. Она ворвалась в квартиру, сразу взявшись за дело, и по-хозяйски начала раздавать указания.
Андрей Павлович улыбнулся, видя моё удивление.
«Я называю её метеором. Варенька успевает перед работой накормить меня завтраком, измерить давление, сделать укол, разложить по ячейкам лекарства с указанием времени. В обед она забегает, чтобы подогреть мне еду и оставить ужин. Если нет возможности прийти, заказывает еду через курьера».
Узнав, что я работаю курьером, она попросила, чтобы в ближайшее время заказы по этому адресу доставлял я. В течение месяца Варенька обращалась ко мне много раз. Я заметил, что к моему приезду она всегда задерживалась и мило беседовала за чашкой чая с Андреем Павловичем. Не скрою, меня радовало её присутствие.
Однажды, осмелев, я поделился своими чувствами с Палычем. По его совету пригласил Вареньку в театр «Премьера» на вечер поэзии.
«Мы все больше времени проводили вместе, — вспоминала позже Варенька. — Собирали ромашку, шиповник, облепиху, кизил для аптеки. Сплавлялись на резиновых лодках по реке. Ездили встречать рассвет в горы, ночевали в палатке. Больше всего меня поразило, когда Антон предложил поехать в деревню Ясное, чтобы помочь собрать урожай бабушке Моте. Её единственный сын погиб в Чечне, а муж, за которым она много лет ухаживала, умер. Некому было помогать ей.
Однажды Антон позвал меня в ресторан «Романтик». Встретил меня с огромным букетом ромашек — моих любимых цветов. На столе стояли шампанское и ваза с фруктами. Усадив меня за стол, он наполнил бокалы, встал на колено и протянул мне маленькую коробочку с обручальным кольцом.
“Будь моей женой, любимая. Я тебя очень люблю и хочу быть с тобой до конца жизни. Делить радости и печали. Засыпать и просыпаться рядом с тобой. Приносить тебе кофе в постель. А самое главное, я хочу от тебя сына!” — взволнованно произнёс он.
Я долго ждала этого предложения и закричала: “Да! Да! Да!”. Я боялась, что он передумает!
Так как мы с Антоном были из разных городов, то решили отпраздновать помолвку дома у Андрея Павловича, пригласив туда родителей. Мама Антона приехала первой. Когда Раиса Аркадьевна вошла в комнату, она замерла. Андрей Павлович сидел в инвалидном кресле. Был одет в парадный костюм, аккуратно подстрижен и выбрит. На груди сиял орден. Седина серебрила его вески, глаза цвета неба сияли от счастья.
Увидев Андрея Павловича, Раиса Аркадьевна потеряла сознание. Я привела её в чувство, и первое, что она произнесла, было: «Андрюша!»
Андрей Павлович, услышав это, попытался подняться, но от волнения снова рухнул в кресло со словами: «Раечка, родная!»
«Не волнуйтесь. Давление подскочило, но всё будет хорошо», — сказала я, пытаясь всех успокоить.
Антон перенёс маму на диван и долго держал её за руку. Заметив, в каком состоянии был Палыч, я занялась им. От укола ему стало легче. Он попросил придвинуть кресло ближе к Раисе Аркадьевне, чтобы прикоснуться к её руке и убедиться, что это не сон. Взял за руку, прижал к своей щеке и произнёс: «Любимая, это ты? Я не сплю»?
Она ничего не ответила ему, а, повернувшись к сыну, сказала: Антон, это твой отец!. Затем, коснувшись Палыча, добавила: Да… Это наш сын, Андрюша!»
Когда пришли мои родители, все радовались и смеялись. Никто не говорил о случившемся, просто наслаждались счастьем».
Позже отец рассказал, что произошло после смерти его матери, о службе в Афганистане, почему не смог вернуться к моей маме. Он просил прощения за то, что не догадывался о моём рождении. Мама всю жизнь ждала отца. Часто напоминала мне о том, что я очень похож на него. И, что в жизни у неё нет ближе и родней двух людей – меня и отца. Она верила, что он не мог поступить с ней подло, без очень важной причины. Верила в его порядочность, честность, а главное в его любовь к ней.
После свадьбы мы продали мамину квартиру и переехали к отцу.
P.S. Я никогда не чувствовал себя ущемлённым. Меня согревала любовь мамы. Судьба повернулась ко мне лицом и наполнила счастьем. Я нашёл отца, встретил Вареньку. На свет появился наш сын Пашка, неугомонный и с ярким характером. Он радует наших милых и дорогих стариков».
Воспоминания друзей прислала Т.Н. Петрищева, п. Светлый Путь Ленина Краснодарского края.