Земля – она ухода требует. Забот каждый день столько – не перечесть.
Шорты, рубаха с длинным рукавом, кроссовки на босу ногу. И борода, как у лесоруба. Олег Дудий выглядит так, что незнакомые с ним бабушки суждение, скорее всего, вынесут некомплиментарное: хипстер какой-то! И окажутся не правы. Олег – трудяга. Он фермер. Ему 33 года. А карьеру на кубанской ниве, точнее на поле, похожем на болото, начал в беззаботные 22. Одним днем он круто развернул свою судьбу. А что в итоге?
А что нормально?
Олег учился на агрономическом факультете КубГАУ. Заприметил Яну, тоже студентку. И сразу парень понял: она! Расхрабрился, подошел, начали встречаться… На предложение руки и сердца Яна ответила «да». Подарок на свадьбу был шикарный – родители вскладчину купили молодоженам трехкомнатную квартиру в Краснодаре! Впрочем, собственниками хоро́м молодые были недолго.
– Я заканчивал пятый курс и однажды разговорился с тестем, – рассказывает Олег Дудий. – Он пожаловался, мол, есть у него в собственности участок земли сельхозназначения под Абинском, зарастает сорняками. В аренду никто не берет. Обрабатывать соглашаются, если только он приплатит. И вот тесть спрашивает: «Думаешь, это нормально?»
Олег, сын фермера, вспыхнул гневом. А тесть возьми да и предложи: «Хочешь, занимайся землей! Бери эти 62 гектара!»
– Да! Беру! – сказал Олег.
И одним словом изменил свою жизнь, жизнь супруги и определил общую судьбу надолго, надолго вперед.
Слову своему этот парень не изменяет. Для начала переехали с супругой в Абинск – к ее родителям и поближе к полю в станице Мингрельской. Подаренную квартиру продали. На вырученные деньги Олег купил трактор и оборудование, необходимое для работы. Продал и машину, купил участок для строительства дома. Быстро там вырос только гараж. В нем и стали жить. И для дочек, а их две, гараж стал первым домом.
Если бы он тогда сказал «нет»? Вполне мог стать «белым воротничком». Мог начинать утро со смузи, работать в офисе с девяти до пяти, в выходные гулять по краевому центру с супругой… Но необременительное счастье он променял на трудное.
– В зеркало посмотришь, а там бандит опухший, – хохочет Олег. – При этом рюмку видел давным-давно, даже не вспомнить – когда. Просто восьмичасовой сон – это роскошь. Вот недавно с супругой легли спать, на удивление рано, как нормальные люди. Яна спрашивает: «А ты чего такой задумчивый?» Полчаса рассказывал ей, как прошел мой день и делился планами. Кукуруза дала слабый урожай. В следующем году, чтобы точно получить по культуре прибыль, надо то и это. Если случится засуха, нужно подстраховаться вот так… Просто проговаривал то, что на уме. А жена, представьте, расплакалась: «Как ты с этим живешь? Зачем так тяжело работать?!»
Храбрый карась
– Зачем это тебе? – спросил Олега отец, руководитель передового фермерского хозяйства в Новопокровском районе.
Сын позвал его посмотреть поле, которое «взял», но вначале выслушал лекцию.
Сельскохозяйственный бизнес – рискованный. Не всегда важно, как ты работаешь, к краху могут привести дождь, град, засуха, заморозки…
По полю ходили в рыбацких сапогах. Стало понятно, отчего местные не соглашались работать на этой земле без доплаты. Куда ни глянь – болото.
– Но если есть проблема, значит, есть и решение, – рассудил Олег.
Этого принципа он старается всегда придерживаться.
Семен Васильевич повздыхал, но подсказал с чего начать. Прежде всего – привести в порядок дренажную систему.
Земля оказалась тяжелой, глинистой, плохо впитывающей воду. Когда-то на этом месте были лиманы. Их осушили в советские времена, проложили дренажную сеть с системой стоков и труб. Но когда их чистили в последний раз, было неизвестно. Малейший дождь – и поле покрывалось непросыхающими лужами, не оставляя шансов на урожай.
Между тем свой первый год Олег вспоминает с ностальгией. Трудно было, дома не всегда ночевать получалось. Но спасибо тестю, разделил тяготы.
– Один в поле воин, я днем сеял, а ночью мне надо было опрыскивать, – вспоминает Олег. – Тесть приезжал ко мне после работы, садился за руль грузовика и подвозил мне воду. Работали в тандеме до рассвета. Час-другой он дремал, а потом ехал на работу!
Погода была милостива, не позволила тогда вымокнуть и сгнить посевам. Молодой фермер даже заработал! Можно было и дальше надеяться на природу и ничего не предпринимать (а обычно так и поступают люди). Но не таков Олег. Проблему болота он вознамерился решить кардинально. Парень выкупил из металлолома списанный экскаватор, восстановил его. Метр за метром начал реанимировать дренажную систему.
Краеугольной проблемой стала прочистка труб. Раскопы провели по всем входам-выходам, но серединные и довольно длинные отрезки, часто искривленные, оставались недоступными. Вода уходила, но плохо. Перепробовали советы бывалых в попытках протянуть трос и прочистить как следует – бесполезно! А потом Олега осенило.
– Элементарно! – рассказывает. – Мы поймали в речке небольшого карася. И на леске, по течению, в трубу его отпустили, и он проплыл! Обошел все препятствия, а на выходе мы его взяли. К тонкой леске привязали потолще, протянули. Еще потолще… И, на увеличении, мы протянули трос!
Отважного сталкера-карася, конечно, отпустили потом на волю.
Шеф Семеныч
Обычные фермеры, абсолютно все, по макушку загружены в посевную и в страду. Дудий находит себе работу и в межсезонье, когда принято отдыхать. Каждый бугорок на поле ему знаком, каждое деревце. Важно проведать, проверить. Где надо подсыпать, вовремя прочистить…
Земля – она ухода требует. Забот каждый день столько – не перечесть. То на тракторе он, то с лопатой… Что называется, примелькался.
– Вся моя деятельность разворачивалась на глазах станичников, – вспоминает фермер. – Мало кто верил в меня в начале пути. Тем более, – улыбается, – в 22 года я еще не отрастил бороду и выглядел как старшеклассник. Отношение изменилось, когда увидели, что стало получаться.
Примета признания в кубанской глубинке – обращение по имени-отчеству. Нашего героя станичники окрестили по батюшке – Семенычем (а в коллективе прижилось емкое обращение: Шеф). Да, со временем появились и помощники на зарплате. Олег купил еще землю – на этот раз не болото. Сегодня у него 800 с лишним гектаров, и он стремится привести их в идеальное состояние. Нужно это, чтобы довести урожайность до максимума. Получается! В районном реестре фермеров он уже номер один. Его пшеница, ячмень, подсолнечник, кукуруза, прочие культуры славятся качеством. Много желающих выкупить урожай на корню, продукция по щелчку уходит на экспорт.
Пополнился и парк рабочей техники. Первым в районе Олег установил на технику автопилоты. Представьте, комбайны у него мало того что кондиционерами оснащены, так еще и сами едут! Оператор в кабине кажется лишним. Сидит себе, в окошко смотрит. Зачем он?
– А если сбой программы, спутник потеряется? Оператор должен владеть ситуацией и принять ручное управление, – объясняет фермер.
Каждого работника он обучает сам, лично. Вырос, как мы уже упоминали, с батей-фермером, с детства «зависал» на базе. Выучил все процессы. Где-то что-то появилось новенькое – изучает, внедряет. Кондиционеры поставил – чтобы работоспособность не понижалась. Автопилоты увеличивают темпы и чистоту обработки полей на 30%! Это не шутка. Обычно механизаторы работают «на глазок». Отсюда ошибки, пропуски необработанных островков, возвращение к ним, перерасход времени и топлива. Программирование позволяет сеять и убирать культуры без потерь и огрехов. Сразу – начисто.
К слову, в районном сельхоуправлении новации приветствуют. По просьбе чиновников передовой фермер поздравил Абинский район с 97-м днем рождения! Вспахал поле так, что на нем появилась поздравительная надпись длиною в километр. Сделать ее помог автопилот.
Хозяин, а не дублер
– Выходных нет или они относительные, – признается Олег. – Я всегда «на телефоне». Моей жене за терпение памятник надо поставить.
Два месяца назад в семье случилось счастливое событие – у Олега и Яны родился сын! И расти он и его сестрички будут в просторном, с любовью построенном доме – стройка, наконец, завершилась. Как шутит наш герой, не прошло и десяти лет.
– Я много думаю о том, что передам сыну в наследство, – делится молодой отец. – Конечно, свой опыт. Но не свои поля! Ими я продолжу заниматься сам, стараясь делегировать ответственность. Сыну помогу найти свое дело и во всем буду поддерживать. Убежден, у каждого мужчины должно быть собственное дело, где он будет хозяином, а не исполнителем и дублером.
Легка ли жизнь хозяина? Вовсе нет. Требований к хлеборобам – от закупки удобрений до продаж и
налоговой отчетности – сегодня больше, чем к производителям колбасы. Чтобы поспевать за трендами, надо непрерывно учиться. И вот почему, буквально без отрыва от своих полей, Олег Дудий получил второе высшее – юридическое. Вопросом «зачем?» он не задавался. Образование помогает разбираться в законах, писать бизнес-планы, участвовать в грантовых программах.
Фермерство – для сильных, конечно. Даже дома нашего героя не отпускают посевные, дренажи и запчасти. Но, кажется, этот симпатичный бородач в любой сфере мог преуспеть. Просто потому, что он настойчиво и последовательно идет к своей цели. А главное, чего он от жизни хочет, – чтобы жена и дети жили хорошо. Просто и мудро. Кажется, с этой задачей наш герой отлично справляется.
Светлана Лазебная.