Любите ли вы подарки? Вам нравится их получать или больше всего дарить самим? Нужно ли вообще дарить?
Традиция дарить появилась очень давно, это один из самых древних обычаев в мире. С древних времен подарок был символом внимания и заботы. Само понятие уже существовало тогда, когда человек только учился быть человеком.
В незапамятные времена еще индейцы в Северной Америке и Канаде устраивали длительные торжественные встречи, на которых более богатые дарили своим бедным соплеменникам продукты, вещи, домашних животных с целью выражения щедрости и желания помочь.
Во всех странах мира к церемонии дарения относились внимательно, знали, что можно, в какой упаковке, с какими словами. Цель искреннего подарка была в демонстрации заботы, в материальной поддержке, в желании доставить радость.
Психологи изучили, как это влияет на психику человека. Французский антрополог Марсель Мосс выделил три действия, происходящих в процессе дарения:
● сам акт дарения, когда даритель выражает свою доброту, уважение и щедрость;
● акт принятия подарка, когда одариваемый своим почтением и искренними чувствами благодарности отвечает дарителю;
● ответный подарок, который устанавливает между людьми возможность приятного общения и бесконечного обмена ими.
И здесь Мосс утверждает, что не стоимость, а качество подарков ведет к удовольствию от процесса их дарения и получения. Самыми ценными являются те, в которые вложен глубокий смысл и индивидуальный подход, а это означает, что их долго выбирали или создавали своими руками, с терпением и заботой.
Психологи обращают внимание не столько на сам подарок, а на то, каким образом он преподносится, какие чувства и эмоции вызывает и какие взаимоотношения устанавливаются у людей в связи с ним. Это касается отношений и внутри семьи, и внутри коллективов, и среди друзей.
Современная жизнь держится на человеческих отношениях, а эти отношения поддерживаются в значительной степени умением дарить. Это своеобразный язык, который говорит о наших ценностях, чувствах и уважении к другим. Психологи утверждают, что это многогранное явление.
Подарок – это традиционный способ становления отношений и связей между людьми. Он несет в себе информацию о дарителе: каков его статус, его предпочтения, что он хочет сказать. Во многом человек делает самопрезентацию. То же самое можно сказать и о человеке, который принимает дар. Таким образом, подарок – это социальная коммуникация, где ясно видна информация о дарителе, о принимающем его и о сложившейся ситуации в целом.
Значение подарка в межличностных отношениях очень велико. Не зря на эту тему много поговорок: «Дареному коню в зубы не смотрят», «Дареного назад не берут», «От того, кто не мил, и подарок постыл», «Где подарки, там и отдарки», «Недруг дарит – зло мыслит», «Дары и мудрых ослепляют», «Лучше не дари, да после не кори». Эти поговорки передают разнообразные отношения между людьми.
Подарок выявляет статусно-ролевые отношения между дарителем и получателем: любовь, долг, выгода, стремление к власти и т.д. Он обязательно должен быть красиво упакован. Это глубоко личное, и первым должен его увидеть тот, кому он предназначен. Каждый, данный от сердца, – это радость и продление жизни.
Обязательно ли дарить подарки? Обязательно. Очень важно, чтобы у каждого человека были люди, которым бы он мог их делать. Еще важно помнить, что нельзя оставлять подарки на «потом». «Потом» может уже и не быть, ведь люди неожиданно уходят.
Выгодно ли их делать? Очень выгодно. Значит, у вас доброе сердце, есть средства, вы сами себе при выборе подарка поднимаете настроение, у вас вырабатывается гормон счастья дофамин, который укрепляет иммунитет, снижает риск развития заболеваний, мы улыбаемся и становимся счастливыми.
Можно ли экономить на подарках? Нельзя. Мы дарим их родственникам, друзьям, а они составляют часть нас самих, часть нашей жизни. Здесь нельзя мелочиться, экономить, искать выгоду. Так устроено – чем меньше отдаешь, тем меньше сам получишь радости, здоровья, сил, возможностей, дружбы, любви.
Бывают плохие подарки, которые приносят проблемы, несчастье? Бывают. В народе их называют «крадники счастья». Мы все знаем, что есть токсичные люди, завистливые, которые в своих неудачах обвиняют всех подряд. У них есть свойство набиваться в друзья. Например, дарят котика, несмотря на то, что у вас аллергия… В наше время утрачены информационные смыслы подарков, а вот предки знали, что нужно дарить, а что нельзя, чтобы не накликать беду.
Кто какие любит – это дело вкуса. Кому-то и новой машиной не угодишь, а кто-то будет радоваться набору для рукоделия. Все мы с вами мамы, папы, дедушки и бабушки. Вспомните те моменты, когда ваши дети были маленькими и в детском саду на занятиях лепили, рисовали, вышивали для своих родных! Как трогательно было получать их подарки, которые в принципе не имели никакой материальной ценности, зато там были старание и искренняя любовь!
Как не вспомнить рассказ О. Генри «Дары волхвов», где влюбленные, чтобы сделать друг другу подарки к Рождеству, продают самое ценное, что у них было. Он продает часы, чтобы купить ей великолепный набор гребней для волос, а она отрезает свои волосы и продает их, чтобы купить ему цепочку к его часам. Этот рассказ – настоящий гимн любви, преданности и самопожертвованию. Любовь героев расцвечивает серую окружающую действительность и побеждает бедность.
А в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» подарок определил судьбу младшей дочери купца. Волшебный аленький цветочек освободил от злых чар чудище, прекрасный принц и девушка полюбили друг друга и были очень счастливы.
На дворе лето, время отпусков, путешествий, встреч. Уделите внимание своим близким, делайте им подарки, получайте их в ответ и будьте счастливы!
Евгения Папазян.
Читайте также. Краски лечат человека: психолог советует заняться цветотерапей.
В целом чем старше автомобилист, тем безопаснее он управляет машиной.
Увы, но прием лекарств при гипертонии должен быть пожизненным.
К определенно несчастным отнесли себя 5 процентов опрошенных.
Очные приемы пройдут в 18 городах и районах региона.
28 и 29 сентября кубанская столица будет праздновать 231-й день рождения.