8 июля, 16+

Стоит ли пользоваться собственными банками маркетплейсов?

Фото: gpointstudio/Freepik

К сожалению, недостатков у виртуальных карт интернет-магазинов предостаточно.

Торговые онлайн-площадки развиваются в России сумасшедшими темпами. С недавних пор маркетплейсы открыли собственные банки и предлагают покупателям стать их клиентами, оформив виртуальные карты. За эту опцию предоставляется скидка на товары, а если вы расплачиваетесь «пластиком» другого банка – платите дороже.

На маркетплейсы сегодня приходится 80 процентов российского рынка электронной коммерции. Неудивительно, что два крупнейших отечественных маркетплейса создали под своим «крылом» банки для пользователей – как для покупателей, так и для продавцов. И хотя пока, по данным «Коммерсанта», такие банки работают себе в убыток, владельцев это не смущает, ведь главная цель затеи – повысить общую привлекательность и популярность самого маркетплейса.

Считайте выгоду

Когда видишь разницу в цене товара по карте маркетплейса и на обычных условиях, поневоле начинаешь задумываться об открытии счета. Конечно, скидки сильно различаются: на один лот она может составлять всего 10 рублей, но на другой – уже несколько сотен рублей. Особенно значительными бонусы оказываются для крупных, дорогостоящих покупок. Да и виртуальную карту оформить, как пишут на сайтах маркетплейсов, совсем не сложно – буквально в пару кликов…

Однако эксперты по финансовой грамотности советуют не спешить с принятием решения, ведь у слишком выгодных предложений всегда имеются «подводные камни». Так, кешбэки и различные бонусы здесь, как и в стандартных коммерческих организациях, просто так, за здорово живешь, не начисляют. Зачастую показатели зависят от частоты совершения покупок и величины потраченных сумм. Если же вы заказываете редко (скажем, 1-2 раза в месяц) и какую-нибудь мелочь, вряд ли можно надеяться на серьезные бонусы. И зачем совершать лишние действия – приобретайте товары с уже имеющейся карты.

Кроме того, полученные бонусы можно потратить только на товары в самом маркетплейсе. Иногда это удобно, а иногда – нет. Все опять же зависит от вашей покупательской истории.

Плюс в том, что карты маркетплейсов чаще всего бесплатные, то есть за оформление и использование платить не нужно. Но, с другой стороны, они не равны «пластику» традиционных банков, ведь возможности у них ограничены.

Специалисты советуют внимательно изучить программу лояльности вашего банка (а сейчас часто дают бонусы за покупки на маркетплейсах) и сравнить выгоду от нее и от виртуальной карты онлайн-площадки.

А теперь — минусы

К сожалению, недостатков у виртуальных карт маркетплейсов предостаточно. Самый главный – деньги на таких счетах не попадают в систему страхования вкладов. И если банк решат закрыть, своих средств вы не вернете. Вот почему не стоит держать на таких картах большие суммы – только то, что вы не боитесь потерять.

Существуют для клиента и репутационные риски. Если вы решили оформить рассрочку на товар, то сотрудники банка маркетплейса вправе затребовать вашу кредитную историю. И теперь вы будете бояться ее испортить – стоит ли того желанный телевизор или диван? Малейшие отступления от графика платежей выйдут покупателю боком.

Разумеется, процентные ставки за рассрочку на маркетплейсах «кусаются» и могут сравниться с предложениями коллег из традиционных банков. Бывает и так, что проценты в договоре не указаны. Что это значит? Свою прибыль банка заложили в стоимость приобретаемого товара! А еще есть такое понятие, как «необеспеченный кредит», когда риск невозвратов перекладывается с ненадежного должника на добросовестного. Вот он-то и заплатит за товар «со скидкой» больше, компенсируя затраты.

Наконец, виртуальные карты – богатая почва для мошенничества. Традиционные банки, увы, не всегда могут обеспечить клиенту безопасность – чего же ждать от новичков на рынке? Данные могут попасть в открытый доступ. Также мошенники нередко создают фишинговые рассылки от лица маркетплейсов и собирают деньги с доверчивых покупателей.

Елена Шумовская.

Читайте также