28 апреля, 16+

Когда продавец — мошенник: 3 популярные схемы обмана на маркетплейсах

Фото: freepik/Freepik

Заказ товаров через интернет экономит время и силы: все необходимое в одном месте, не надо часами бродить по магазинам, а покупка делается в один клик. Вот только обмануть через интернет тоже гораздо проще. Аферисты находят все новые способы потрясти ваш кошелек.

Какие ловушки могут поджидать покупателей и как в них не попасться рассказали на портале «Финансовая культура».

1. Невероятные скидки

На вашу электронную почту под видом рассылки от маркетплейса приходит письмо с привлекательным предложением: например, давно желанный робот-пылесос с 50-процентной скидкой. Как тут отказаться? Вы переходите по ссылке из письма на страницу с пылесосом, кладете товар в корзину и кликаете «оплатить». Но вот новость: открывается форма, куда надо вбить реквизиты карты. Это странно, но вам так хочется не упустить скидку…

После того как вы ввели данные, деньги за товар списываются. Но вот в личном кабинете на маркетплейсе никаких сведений о покупке нет! В техподдержке вам ответят, что заказа не было, а ваши деньги ушли не маркетплейсу, а компании с похожим названием.

Как защититься? Логотип магазина в письме не гарантирует, что оно не подделано. Мошенники специально создают сайты-двойники и фейковые рассылки, на них ведущие. Если адрес хотя бы одним символом отличается от официальной почты организации, письмо лучше сразу удалить. Не переходите по сомнительным ссылкам и не оставляйте персональные данные.

Если же вы уже попались на «удочку» аферистов, немедленно заблокируйте карту, иначе все деньги со счета снимут.

2. Фальшивая техподдержка

У вас появилась претензия к обслуживанию на маркетплейсе, и вы решили оставить жалобу на официальной странице компании в социальной сети. Через некоторое время вам в той же сети написал менеджер технической поддержки, принес извинения и предложил выгодный вариант компенсации. Все, что нужно сделать, — перейти по присланной менеджером ссылке и ввести реквизиты карты. Если вы попадетесь на эту уловку, то деньги, как и в предыдущем случае, исчезнут в неизвестном направлении.

Как защититься? Мошенники ищут недовольных клиентов маркетплейсов, затем пишут им, представляясь службой технической поддержки, втираются в доверие, обещают «золотые горы», но цель одна – выманить персональные данные. Поскольку незнакомцы не просят денег, а наоборот — обещают возврат и бонусы, люди теряют бдительность и выдают все секреты. Помните, что с реальными представителями техподдержки можно связаться только на официальном сайте маркетплейса и ли в его мобильном приложении. В социальных сетях с вами общаться не будут.

3. «Угон» аккаунта

Вы начинаете получать уведомления о том, что с вашей карты списывают разные суммы за покупки с маркетплейса, при этом вы ничего не заказывали. Пытаетесь войти в свой аккаунт, но доступа нет. Аферисты похитили ваш личный кабинет и используют его по своему усмотрению. Это и есть самый страшный сон клиента онлайн-магазинов.

Как защититься? Мошенники заводят на маркетплейсе фирму-однодневку и с украденных аккаунтов «раскупают» ее товары, пока администрация ресурса не получила жалобы и не начала расследование. Афера долго не продлится, и ваша задача – как можно быстрее восстановить доступ к аккаунту. Просто отмените заказы, которые вы не делали. Нелишне написать в техподдержку и подробно рассказать, что произошло. Требуйте проверить поставщика и вернуть вам деньги.

Стоит завести отдельную карту для интернет-покупок и каждый раз переводить на нее нужную сумму прямо перед оплатой. Или вообще не сохранять данные карты для оплаты в разных сервисах и магазинах — просто вводить их перед каждой покупкой.

Подсказка
● когда выбираете товары, обращайте внимание, давно ли продавец работает на этой площадке, высок ли его рейтинг, какие отзывы у покупателей;
● если в ваш аккаунт на маркетплейсе зашли посторонние, поищите в настройках опцию «Завершить сессии на подключенных устройствах» или «Выйти на всех устройствах» и воспользуйтесь ею.

Елена Шумовская.

Читайте также