3 мая, 16+

Дёшево, но сердито: будьте бдительны, отправляясь в магазин!

Фото: freepik/Freepik

Увы, не все то выгодно, что меньше стоит!

Производители продуктов питания все чаще практикуют шринкфляцию –уловку, позволяющую не повышать цену товара за счет уменьшения объема упаковки. Потребитель разницы не замечает, а «низкой» ценой доволен. Но не все так просто! Уменьшение количества продукта в упаковке дает производителю гигантскую выгоду, а покупатель ходит в магазин все чаще.

Скрытая инфляция

В основе термина «шринкфляция» — английские слова shrink («сжиматься») и inflation (собственно, «инфляция»), то есть на фоне растущей инфляции упаковки в магазинах стремительно «сжимаются». Эта хитрая стратегия существовала еще в Средние века: когда урожая собирали меньше обычного, торговцы уменьшали вес хлеба, но не повышали цену.

Шринкфляция хорошо себя зарекомендовала в условиях рыночной конкуренции, когда покупатель «голосует» ногами, выбирая подходящую для себя цену. Экономисты считают, что самую эффективную шринкфляцию в истории запустило в 1986 году руководство авиакомпании «Американ Эирлайнз». Решили убрать из салата для пассажиров по одной оливке из каждой порции. Мелочь, казалось бы! Но последующие расчеты показали, что «одна оливка» позволила компании экономить 40 тысяч долларов в год!

Сегодня производители продуктов изощряются, кто как может. Продают 9 яиц вместо 10, подрезают бруски мыла и пачки масла, недосыпают крупы и недоливают молока. Стало очень трудно найти хоть что-то литровое или килограммовое, вместо этого 940, 960, 970 грамм или миллилитров.

Покупки — с калькулятором

Уловки производителей на антимонопольной статистике не отражаются: официальный показатель инфляции они не занижают, потому что динамику цен отслеживают только в целых единицах. То есть, специалисты ФАС, легко определяют, на сколько процентов выросла цена. Чего не скажешь о простом потребителе. Он, наивный, бродит по магазину, не обращая внимания на объемы упаковок…

Чтобы понять, как легко нас провести, достаточно выполнить один расчет. Допустим, вы стоите у полки с молоком, и одна бутылка на этой полке стоит 86,99 рубля, а вторая – 87,99 рубля. Какая из них дороже? Логично предположить, что вторая… Но этот ответ неверный! Потому что объем молока в первой бутылке составляет 925 мл, а во второй – 970 мл.

Давайте рассчитаем, сколько стоит 1 л молока у одного производителя и у второго. Для этого 86,99 надо разделить на 0,925, а 87,99 – на 0,970. В первом случае литр продукта выходит по 94 рубля, во втором – по 91 рублю. Вот такие нехитрые манипуляции с калькулятором не позволят вам остаться в дураках в случае с любым товаром.

Интересно, что визуально «недостачу» продукта определить крайне трудно, ведь продавцы все делают для того, чтобы отвлечь покупателя. Используют ту же большую упаковку, но наливают меньше, оставляют больше «воздуха» в пачках или меняют размер содержимого – например, печенье теряет несколько миллиметров в диаметре. Остается бдительно читать этикетку, обращая внимание на вес товара.

Конечно, производители вправе вносить изменения в свой товар, но есть одно крайне неприятное последствие шринкфляции – снижение качества продукта. Экономить ведь можно не только на количестве, но и на стоимости ингредиентов, вводя более дешевые аналоги. Становится не так вкусно, да еще и вредно! А распознать это нелегко, ведь для проверки качества нужны лабораторные экспертизы.

Елена Шумовская.

Читайте также