28 апреля, 16+

Прабабушка очень редко и мало рассказывала мне про войну…

Н.С. Горбунова. Фото: Т. Сергиенко

Моя прабабушка Нина Семеновна Горбунова (дочь Семена и Ефросиньи Кундировых) родилась в апреле 1939 года в станице Раздольной Кореновского района. Она прямой потомок казаков Кундировых и Беляковых.

Большое семейство Кундировых переехало на Кубань с окраины Воронежской области, граничащей с Донской (ныне Ростовской) областью. Семейство Беляковых переехало на Кубань с Дона. Кундировы жили в станице Воронежской (это в Усть-Лабинском районе), а потом, когда старший сын Михаила Кундирова Иван женился, его отделили от большой семьи и он переехал с семейством в хутор Праздничный (станицу Раздольную), где уже жила большая семья казака Стефана Белякова, у которого было много дочерей и один сын – Иосиф.

У Михаила Кундирова было трое детей: Анна, Семен и Сергей. Во время голода 1933 года многие люди умерли, в том числе и супруги Кундировы, и осталась Анна с братьями и за мать, и за отца, и за няньку. Вместе с Семеном она подняла младшего Сережу, сама вышла замуж за красивого парня Федора Лихонина, родила ему двух дочек и сына, женила Семена на Ефросинье Беляковой и успела понянчить племянницу Ниночку. Казалось, наконец судьба им всем улыбнулась!

Но началась кровавая, жестокая Великая Отечественная война, самая страшная и долгая из тех, что до тех пор были на родной земле. Ушли на фронт и сгинули навеки Федор и Сергей, военные врачи в медсанбате и госпиталях более  полугода спасали не просто изувеченную осколками руку, но и жизнь израненного в боях красноармейца-пулеметчика Семена.

На несколько долгих месяцев в станицу Раздольную пришли хозяйничать, грабить и убивать мирных жителей немецко-фашистские оккупанты. Маленькая четырехлетняя Ниночка на всю оставшуюся жизнь запомнила, как хозяйничали в хате, выселив женщину с ребенком в погребницу, чужие солдаты, говорившие на непонятном языке. Слава Богу, что поселились в хате Кундировых самые простые солдаты уже немолодого возраста. Наверное, в их душах еще осталась капля человечности, раз они не убили и не поиздевались над беззащитной женщиной с ребенком, как делали другие их сослуживцы. А еще Нина запомнила, как свистели пули, рвались снаряды во время наступления родной Красной Армии, а станичники прятались кто где мог. Мать завела корову Юньку в камыши на мелководной речке Дунайке, а сама вместе с Ниночкой и другими женщинами с детьми пряталась под берегом в глинищах.

И вот пришло оно, наконец, огромное счастье Победы! Нина запомнила на всю жизнь, как одновременно и плакали, и смеялись от радости люди, как голосили вдовы и сироты.

Как ни странно, но в войну измученные голодом, холодом и страхом дети взрослеют быстрее, чем в мирной жизни. Так и Нина: уже в пять лет она была единственной главной и незаменимой помощницей мамы, которая начала сильно хворать, а когда вернулся домой искалеченный, очень похудевший отец, то дочка стала и его надеждой и опорой. Дети войны становятся не по годам мудрыми и рассудительными, потому что школа жизни у них самая жестокая… Прабабушка очень редко и мало рассказывала мне про войну, потому что это тяжелые, горькие воспоминания.

Сейчас моя прабабушка живет в Кореновске, в родной станице она бывает только один раз в году, когда вместе с дочерью и зятем ездит на кладбище помянуть своих родителей, мужа, теток и сестер. Она уже плохо видит и слышит, но всегда рада моим телефонным звонкам и очень редким встречам, ведь я живу и учусь в далеком городе Санкт-Петербурге. В прошлом году она рассказала мне, как в районном Совете ветеранов ей вручали медаль «Дети войны» и юбилейную медаль ко Дню Победы, цветы и коробку конфет, сказали много теплых слов. Бабушка Нина тихо заплакала и прошептала: «Война – это самое страшное горе…»

 Евгения БИРЮКОВА, студентка РАНХиГС, г. Санкт-Петербург.

Читайте также