28 апреля, 16+

«Погнали, Женек!» Евгений Князев помогает другим жить и видеть мир

Евгений Князев. Фото: Н. Иваненко

Он – уникальный человек, разрушающий стереотипы о людях в инвалидных колясках.

Евгений не смирился с неподвижностью, а выбрал другой путь – трудиться, не бояться путешествовать, помогать другим жить и видеть мир. Обездвиженный из-за травмы, управляющий электроколяской только джойстиком и подбородком, он создал центр «Доступный Сочи» и развивает туризм для людей с особенностями здоровья. А ведь ему говорили, что он не сможет сам даже дышать.

Год без дыхания

Сейчас Евгению 37 лет. Последний раз он стоял на ногах 17 лет назад. Тогда ему, студенту краснодарского филиала Российской Академии правосудия, только исполнилось 20 лет.  С друзьями поехал отдохнуть в Горячий Ключ,  отметить день рождения. В августе стояла невыносимая жара, решили искупаться. Именинник, самый первый, с разбегу нырнул в речку. Не рассчитал и … головой в песок. Сломал шею. Моментально отключилось дыхание. Операция на позвонке.  Целый год не мог дышать сам. Полностью парализовало руки и ноги.  

– В этот момент люди не признают ситуацию, отрицают происходящее, – говорит Евгений. – Тяжело. У нас нет реабилитации. В первую очередь, психологической. Например, в больнице говорят: «лежите и не вставайте». И ты не знаешь, что делать. Я лежал ровно год на аппарате искусственной вентиляции легких. Говорили, что  даже дышать не смогу сам. Я не мог говорить. Из краевой больницы перевели в городскую. Никаких положительных прогнозов. Собрали деньги, летим с мамой в Германию в надежде на новую операцию. В самолете отключился аппарат, который поддерживал дыхание. Кое-как долетели. Ехали до больницы еще 500 километров. А там – в недоумении: зачем мы приехали? Сказали, что ничего сделать не могут. Через две недели мы вынуждены были уехать домой. Единственное, чем нам помогли – советом. Сказали ехать прямо домой и больше не ложиться в больницу. 

Дома тут же купили специальную кровать, взяли в аренду аппарат искусственной вентиляции легких. Полгода без помощи врачей, только с мамой Мариной Юрьевной и родными Женя разрабатывал легкие. А ровно через год после травмы, 4 августа, в свой день рождения, заговорил. Это было невероятно. Зашли друзья и услышали: «Привет!»

«Я понял. Принял»

Еще через полгода начал реабилитацию в санатории имени Бурденко в Саки, в Крыму. Врачи, отношение к людям, результаты его вдохновили. 

– Через 45 дней  маму отправил домой и решил пробовать жить сам. Конечно, пришлось нанять сиделку. С тех пор  каждый год езжу в Крым, в это потрясающее место силы, где я поверил в себя и начал новую жизнь, приняв себя таким, какой я есть. Здесь  приобрел огромное количество друзей со всей России. Научился сидеть в коляске, привыкал к быту. Начал жить практически с нуля, как заново родился. Спасибо моим родным, которые помогли в этом! Это невероятная нагрузка.

Время, силы, деньги. Только на лейкопластыри и мази для лечения пролежней семье пришлось потратить около полумиллиона рублей. Евгений понимал, каково приходится близким и морально, и физически, как дорого стоит реабилитация. 

– Когда я попал на дискотеку в санатории Бурденко и увидел как ребята танцуют на колясках, парами, встают на задние колеса, как бросают костыли и начинают приплясывать, у меня случилось замыкание. Я понял, что происходит. Принял. Началась реабилитация. Руки, ноги, стоя, лежа на боку, на спине, грязевые процедуры, ванны. Да, я очень хотел встать на ноги. И сейчас бы хотел. Но этого не происходит и надо жить как есть, работать над собой.

Евгений  принял решение: «Смогу и буду работать, зарабатывать и обеспечивать себя сам». Невероятно, но у него это получилось. «Я создал себе жизнь сам», – сказал он.

С помощью стилуса, прикрепленного к кепке, Евгений работает с компьютером. Фото из архива Е. КНЯЗЕВА.

«Хочу жить как все!»

Евгений обещал встретить меня на железнодорожном вокзале в Имеретинке. Сказал, никаких возражений. Но «Ласточка» «прилетела» из Краснодара чуть раньше и пришлось идти друг другу навстречу. Договорились: «У большого лифта под эстакадой, с которого можно спуститься к вокзалу и Олимпийскому парку». Его установили еще перед сочинской Олимпиадой. Встретились. Евгений – на своей электроколяске, которую называет «танчик».  Ей он управляет только подбородком. Давит на джойстик и поворачивает куда захочет. Может звонить по телефону, даже на сообщения отвечает. Уникальная вещь, не в пример обычной инвалидной коляске. Но! Лифт… не работает. Это катастрофа. Чтобы спуститься вниз, к парку, придется  объехать два километра по эстакаде и встроиться в автомобильный поток, мчащийся с бешеной скоростью.  Евгений проходит этот опасный квест и рискует своей жизнью постоянно. Его дом высоко, на горе, и почти каждый день он преодолевает несколько километров  оттуда в курортные места, в Адлер, Сочи, на Красную Поляну без провожатого, один. «Зачем?» – спросите вы. «А как иначе? Я хочу жить как все!» – говорит Евгений. И приглашает меня на экскурсию в Парк Южные культуры в Адлере. Управляет исключительно сам, я просто шагаю рядом. Разве что водой просит напоить или кепку снять. Жарко! 

Место без барьеров

Нам нужно было добраться до остановки, сесть на автобус. Коляску не нужно подталкивать. Мощный мотор у нее. А зарядки на 15 километров хватает. За «танчиком» едва поспеваю. По узкой дорожке добрались до остановки. Дальше начались испытания. Чтобы перейти к остановке напротив через дорогу, «танчик» нужно спустить с бордюра. Спуска для колясок нет. Женя просит прохожего помочь и… просто спрыгивает с остановочной площадки на дорогу. Прыгает и мое сердце. Машины же несутся! Фух! Перешли. Подъехал автобус, куда можно в коляске (их в Адлере немного, но они есть). Прошу водителя подъехать немного ближе к остановке, чтобы колеса коляски не застряли между подножкой и площадкой. Хороший водитель, перепарковался. Народу в салоне много. Кое-как втискиваемся. Кто-то освобождает пространство, а кто-то даже и не думает подвинуться. Глаза отводят. Кто-то равнодушно, кто-то сочувственно смотрит, а кто-то явно злится, что пришлось потесниться. К сожалению, не готово пока общество принимать особенных людей как равных. 

 До парка добрались. Здесь просто красота! Евгений часто привозит сюда на экскурсию людей с особенностями здоровья, в колясках. Уникальные растения, деревья восхищают, «вкусный» воздух, напитанный хвойниками, придает сил. Для людей в колясках здесь прекрасное место без барьеров. В Сочи таких мест много, но добираться на колясках до них без машины часто сложно. Не все рейсовые автобусы оборудованы площадкой для инвалидов. Чтобы доехать до рынка Адлера, нам пришлось переезжать с остановки на остановку, чтобы попасть на «особенный» автобус. Не по всем пандусам коляска смогла проехать. Люди помогали, старались, но нет, колеса были шире чем полозья. Пришлось в объезд. 

«Иногда водители, увидев человека в коляске, специально жмут на газ, чтобы не забирать его. Со мной так много раз было», – говорит Евгений. К счастью, в этот раз нам попались добрые люди. Но над доступной средой в Сочи надо еще много работать, хоть и немало было сделано перед Олимпиадой.  

Сделать больше для других

Евгений рассказал, как он начал зарабатывать и создал туристский центр «Доступный Сочи». 

– Никто не верит, что у меня получилось, – улыбается Женя. – Сначала я пытался читать книги, но это оказалось сложнее, чем научиться работать с компьютером. Я придумал гаджет: купил графический планшет и примотал стилус на палке к своей кепке. Так, головой в кепке начал управлять. Узнал, что в Европе есть электроколяски, которые управляются без рук и без ног, только подбородком. Можно даже синхронизировать их с компьютером. Приглашал медиков из МСЭ, чтобы они мне прописали такую коляску. Не прописали. «А зачем она вам?» – говорили. Я жил тогда в Краснодаре в общежитии. Мечтал о ней. Помогли друзья и близкие. Всем миром собрали больше 20 тысяч евро на мой полноприводный «внедорожник». Я понимал, что он въедет на любую гору. 

Пока шел сбор средств,  приобрел бэушное кресло с управлением подбородком, настроил электронику и  начал самостоятельно передвигаться. К тому моменту  Евгений уже начал свой бизнес. Приходилось торговать квасом, попкорном, рыбой, лимонадом, делать временные татуировки детям, плести косички. Брал в аренду точки, нанимал продавцов. Зарабатывал себе на реабилитацию. Мизерной пенсии по инвалидности разве хватит?! 

Окончательно переехав в Имеретинку к родителям, решил сделать большее – помогать другим путешествовать по Сочи – ездить на Красную Поляну, в Абхазию, на соревнования, концерты, фестивали. Купил сначала старенький микроавтобус, оснастил подъемником, а недавно, взяв кредит в банке, приобрел  новый «Мерседес» – один из самых безопасных в России для перевозки людей с инвалидностью. Пока прибыль небольшая, больше расходов. Помощи от государства ему, как социальному предпринимателю, нет.  Приглашает экскурсовода, водителя, встречает особенных туристов на вокзале. К каждому туристу – индивидуальный подход. Сейчас его мечта – новая коляска. Старая уже «на ладан дышит». Денег на нее нужно очень много, но друзья решили помочь со сбором. Тогда Евгений сможет сделать еще больше для других. Создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями – это его цель.

Евгений часто катается в кресле на лыжах сам и катает других. Фото из архива Е. КНЯЗЕВА.
Фото из архива Е. КНЯЗЕВА.
Фото из архива Е. КНЯЗЕВА.

Это сильнее боли

– Когда ты прокатил девочку на коляске, парня незрячего, который ничего не видел в жизни, а теперь чувствует ветер, лучи солнца, слышит эхо, это заряжает, ты понимаешь, что даришь людям радость, – признается Евгений. – И чувствуешь свободу свою и других.  

В 2018 году организовал даже путешествие по городам, которые приняли Чемпионат мира по футболу: Сочи, Ростов-на-Дону, Москва, Санкт-Петербург. 

У него много друзей. Встречаются, отмечают праздники, катаются на сапбордах по морю, играют свадьбы. Евгений даже в горах Красной Поляны катает людей на лыже, прикрепленной к его «танчику». Да, бывает больно. В прямом смысле до кончиков ногтей. Ему очень больно даже когда их стригут. Но есть то, что сильнее боли. До травмы Женя работал спасателем на пляже, катал на гидроциклах, водных бананах. Сам любил серфить, «летать» на сноуборде. Любовь к этому – в крови. 

Недавно после одной из поездок в Красную Поляну поделился впечатлениями: «Пара мгновений…. Набирая комфортную скорость со склона, чувствуешь скольжение по снегу, давление воздуха, усиливающийся звук ветра, биение сердца. Бодрый голос друга за спиной: «Погнали, Женек!» Рад, что могу разделить восторг и радость от катания, могу и разделяю со своими близкими и друзьями». 

Малиновый чай на закате

Один день нашего путешествия пролетел как мгновение. Мы зашли в кафе пообедать, поднялись в Сосновый бор на горе. Пили малиновый чай и встречали (провожали) красивейший закат. Зажглись огни Олимпийского Сочи, и с высоты это зрелище невероятное. Потрясающе! Усталость как рукой сняло. А мой экскурсовод будто и не устал вовсе. Вот это характер! Он очень радовался, что еще одному человеку подарил незабываемые эмоции и что смог это сделать несмотря и вопреки. И ничего, что с крутой горы ему пришлось спускаться в темноте, с маленьким фонариком, прикрепленным к коляске. «Я уже научился, я привык. Не бойтесь!», — успокаивает. И с ним не страшно. Его поступки, невероятная сила духа, доброе сердце и маленький фонарик в темноте… Это мотивирует и делает сильнее. 

Надеюсь, у Жени все получится и пусть ему чаще говорят: «Погнали, Женек!»    

Наталья Иваненко.

Читайте также