18 апреля, 16+

Снимали два товарища: как фронтовик стал художником кино, любимого миллионами

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики» (фон: Stillfx/Adobe StockStillfx)

О войне снято немало великих фильмов.

В числе по-настоящему любимых — «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты». Мало кто знает, что своим выходом на экран эти ленты во многом обязаны выдающемуся художнику кино, нашему земляку, фронтовику Георгию Прокопцу. Все знают историю Алексея Маресьева — с ампутированными ступнями, на протезах, он продолжил воевать. Георгий Прокопец лишился в бою правой руки, но научился рисовать левой! Это пример личного мужества, восхищающий не меньше, чем творческое наследие. Будем помнить…

Одной левой

К сожалению, мало сохранилось свидетельств о его жизни на родине. Родился 2 января 1922 г. в Краснодаре, в многодетной семье. Об отце известно, что он работал на железной дороге. Вероятно, недалеко от вокзала семья и жила — учился Георгий в школе № 12 (ныне лицей им. А.С. Макаренко на ул. Железнодорожной).

В 80-х педагог Евгения Николаевна Попова, занимавшаяся организацией школьного музея, собрала воспоминания одноклассниц Георгия. Все отмечали, что он любил рисовать, выпускал стенгазету. После школы поступил в Московский архитектурный институт, но учебу отменила война. Георгий Прокопец участвовал в сражениях по освобождению Кубани и Украины. Был демобилизован — с двумя орденами Отечественной войны, медалями и без правой руки. Последствия тяжелой контузии не давали возможности долго стоять, сидеть. Видимо, как многие в таком положении, парень ощущал себя бесполезным, ни на что не годным, никому не нужным. Но велика сила материнской любви. Заботливая мама выхаживала сына, пробуждала интерес к жизни.

— Мама прикалывала к спинке кровати лист бумаги и Георгий учился рисовать левой рукой. Не сразу, но упорство дало свои плоды. Доступной моделью была ветка яблони за окном. Вначале корявая, как первые опыты рисовальщика. К тому времени, когда «получилось» — яблоня зацвела. Впоследствии цветущая ветка стала «автографом» Георгия Мефодиевича, — к такому выводу пришла Евгения Попова. — Вспомните, в фильмах, над которыми он работал, неизменно она появляется — как символ обновления и надежды.

Весна — время вдохновляющее, укрепляющее, радостное. Фронтовик принял судьбоносное решение. После войны поехал в Москву и поступил на художественный факультет ВГИКа. Успешно закончил его в 1951 году. Распределение получил на Киевскую киностудию им. А.П. Довженко, где и проработал более 30 лет.

Георгий Прокопец. Фото: kino-teatr.ru/wikipedia.org

Создание легенды

В творческой биографии Георгия Прокопца ровно 30 кинокартин. Пять из них он поставил с режиссером Леонидом Быковым. В их числе знаковые военные ленты.

В справочниках можно прочитать, что художник-постановщик — это профессионал, который отвечает за проектирование и создание визуальных элементов фильма. А если проще, художник кино отвечает за «картинку», которая усилиями операторов, реквизиторов, костюмеров и пр создает у зрителя настроение, вызывает эмоции.

Прокопца называли соавтором Быкова, и это абсолютно справедливо. Познакомились они в 1952-м на съемках фильма «Судьба Марины». Причём, оба тогда дебютировали — Быков как актер, Прокопец как художник.

Позже, делая первые шаги в режиссуре, Быков вспомнил старшего товарища, вместе они ставили комедии «Где вы, рыцари?», «Зайчик»… И, конечно, фильмы о войне, которые Быков считал главными.

Леониду Федоровичу, когда началась война, было всего 12 лет. Георгий Мефодиевич, фронтовик, побывавший в пекле, не просто помогал раскрыть режиссёрский замысел, он был бесценным консультантом и, больше — другом.

Фильм «В бой идут одни «старики» вышел в 1974 году и собрал 44,3 млн кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. В наши дни это фильм-легенда. Каждый год 9 мая его показывают по телевизору, а мы всегда смотрим, не в силах оторваться. Кажется, что смотришь «лёгкое» кино, но в то же время сложно не заплакать. Персонажи живые, переживаешь, как за своих. Добиться такого эффекта по силу только гениям.

Кадр из фильма «Аты-баты, шли солдаты».

Маршал дал «зеленый свет»

Большой успех трудно повторить, но Быкову и Прокопцу это удалось в фильме «Аты-баты, шли солдаты». Между прочим, на съемках очень помогли боевые награды Прокопца.

Съемки — зимние, сложные, требующие огромного количества боевой техники, закончились полным провалом. Пленка оказалась бракованной. Повторить не представлялось никакой возможности — боевую технику увезли. На мольбы режиссера руководство в/ч отвечало категорическим отказом. Натура — морозы, так необходимые для достоверности сюжета, могли уйти. И тогда Леонид Федорович записался на прием к маршалу А.А. Гречко (в то время министру обороны СССР). С собой прихватил подарок — картину. Георгий Мефодиевич изобразил батальную сцену. Неизвестно, сыграл ли решающую роль подарок, но «зеленый свет» был дан, киногруппу обеспечили всем необходимым.

«Аты-баты…» вышли на экран в 1977-м. А в апреле 79-го Леонид Федорович Быков погиб в автокатастрофе. Ему было всего 50, мы можем только предполагать, кино какой силы он мог ещё снять.

После смерти друга Георгий Мефодиевич потерял интерес к кино. Вышли ещё четыре ленты с его участием, но совсем не шедевры. Он стал художником театра, востребованным и известным, занимался живописью, выставлялся. Скончался художник в Киеве в 2001-м. На календаре было 12 мая. Весна со своим любимцем попрощалась цветением — особенно ярким, пышным в том году.

Ветка цветущей яблони стала «автографом» кубанского кинохудожника. Фото: timolina/Freepik

Правда или вымысел?

Кино называют иллюзией правды. Между тем, в основе большинства сюжетов — реальные события и судьбы. Разберёмся на примере любимых фильмов.

● «Поющая эскадрилья» из х/ф «В бой идут одни «старики» на самом деле существовала — в составе 5-го гвардейского истребительного авиаполка. Летчики подобрались музыкальные, организовали свой хор. Два самолета в эскадрилье были подарены оркестром Утёсова, на бортах красовалась надпись «Весёлые ребята». На освобождённых территориях хор летчиков давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. Это памятное событие и послужило тем толчком, благодаря которому через много лет появился фильм.

● Персонажи в ленте о поющей эскадрилье имели реальные прототипы. Чаще это собирательные образы. Например, капитан, он же «Маэстро» Титаренко вобрал в себя черты трех летчиков. А вот Маша Попова в кино — это заместитель командира эскадрильи «ночных ведьм» Надежда Попова. Летчица и ее боевые подруги наводили ужас на врага зимой 1943 г., сражаясь в небе над Кубанью. Во многом именно их неустрашимость определила перелом войны. Надежде Васильевне фильм обязан лирической линией. И, в отличие от кино, ее история любви была счастливой. Будущего мужа — летчика-истребителя Семена Харламова, она встретила в 42-м. Судьба дарила им случайные встречи, а потом вновь, и уже навсегда, свела в Берлине. Как вспоминал сын: «10 мая 1945 года они расписались на стене поверженного Рейхстага: «Надя Попова из Донбасса», «Семен Харламов из Саратова». Считали этот великий день датой рождения своей семьи».

● В 1981 году вышел художественный фильм «В небе ночные ведьмы». Он рассказывает о знаменитой женской эскадрилье. В сюжет вошли эпизоды, связанные с освобождением Кубани. Примечательно, что режиссёр — Евгения Жигуленко и консультант фильма — Евдокия Бочарова как раз и были теми самыми «ночными ведьмами». (Летчиц так прозвали фашисты). Более того, Евгения Андреевна родилась в Краснодаре (в 2020 г.). После войны она специально поступала во ВГИК, чтобы снять фильм в память о своих девчатах-летчицах из 46 гвардейского авиаполка. Имя Героя Советского Союза Евгении Жигуленко носит одна из улиц в краевом центре.

Киноцитатник

Крылатые фразы из х/ф «Аты-баты, шли солдаты»
● «Все в порядке — бобик сдох!» 
● «Завтрак — пшено, обед — пшено, ужин — пшено! Узбек вам птичка, что ли?» 
● «Мужчина не плачет, мужчина огорчается». 

● «Порядок в танковых войсках!»

Крылатые фразы из х/ф «В бой идут одни старики»
● «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»
● «Арфы нет. Возьмите бубен!»
● «Лейтенант, возле самолета не курите!». — «А я не затягиваюсь».
● «Пацанов не брать. В бой идут одни «старики»!..»
● «Слушай, Макарыч, в ставке Гитлера ходят упорные слухи, что некоторых советских соколов некоторые несознательные механики перед вылетом крестят». — «В ставке Гитлера все малахольные».

Светлана Лазебная.

Читайте также