Её дар — в простом видеть прекрасное.
Галина Константиновна Забелина из Краснодара не выпускает из рук фотоаппарат, а вместо тросточки для ходьбы использует штатив. В свои 82 года ведет соцсети, восхищается красотой природы, ловит поразившие ее мгновения жизни и делится ими с подписчиками. Случайно снятое видео, где бабушка, сгорбившись, увлеченно фотографирует городскую улицу, разлетелось по всему интернету. Его увидели миллионы людей. Теперь ее узнают и пишут трогательные комментарии. Люди ловят «лучи солнца», читают душевные посты и благодарят Галину Константиновну за работы и вдохновение. Мы прогулялись вместе с ней по живописным местам города и узнали что ее вдохновляет.
Такие моменты бесценны
Россия, Мексика, Италия, Сербия, Германия, Кипр… Она стала известной по всему миру. После разлетевшегося по Интернету видео число подписчиков на одной из ее страничек в соцсетях выросло на несколько тысяч буквально за пару дней. Они ставят лайки под фотоснимками, присылают Галине Константиновне свои «сердечки» и комментарии. «Рада, что есть переводчики, чтобы я могла читать ваши комментарии. С очарованным восхищением желаю вам доброго света! Федерика из Италии. Рим. Архитектор и фотограф». «Спасибо вам за мотивацию и привет из Сербии!», «Вы такая классная! Вы многим напомнили о чем-то своем, о тех мечтах, о которых люди в беготне забыли. Неважно, сколько вам лет, вы чудите, творите и будьте, как дети, любопытны! Радуйтесь мелочам, которые вас окружают! Спасибо, что вы есть!» «Когда я увидела видео с вами из окна кафе, я просто разрыдалась. Несколько лет назад я перестала заниматься фото, потому что решила, что уже возраст (39 лет) и нужно вкладывать время и энергию во что-то более серьезное. Я предала свою мечту и любимое дело. Но благодаря тому видео я снова с камерой везде и всюду! Благодарю вас!»
На комментарии Галина Константиновна едва успевает отвечать. Порой просиживает за компьютером ночами. Немного сна – и вновь берет камеру, штатив, который использует вместо палочки для ходьбы, и – за новыми впечатлениями. Щелчок, еще щелчок затвора – поймала удачный кадр: растаявший снег и льдинку на траве. А вот – божья коровка. «Выползла на солнышко, яркая! Долго смотрели друг на друга. Мне кажется, я ей понравилась. Распрощались, до следующей встречи. Хорошо-то как, ждать встречи! – написала под снимком автор. Нежные рассветы, пылающие закаты, ветви деревьев, проплывающие облака, лучи солнца, освещающие необыкновенной красоты уголки природы. Не все могут заметить это в будничной суете. Она замечает. Она не спешит. Видно, дан ей дар разглядеть в обычном необычное, способность удивляться простому и видеть в нем прекрасное. Поэтому и пишут ей: «Такие моменты бесценны!»
Театр в подвале
Мы встретились с Галиной Константиновной на вокзале Краснодар-2, куда она сама (принципиально самостоятельно) ехала на автобусе из дома около часа. В толпе ее заметили сразу – со штативом, сумочкой, фотоаппаратом в руках. Редкость. Сказать «бабушка» язык не поворачивается. И лицо, и голос «не тянут» на ее годы. Смелая, самостоятельная, решительная. Даже штатив не дает положить в машину: «Я сама!» Ну что, говорит, куда поедем снимать? Выбрали берег Кубани в городском парке. «Как здорово! Давно я здесь не была. Как все изменилось, деревья стали такими большими!» – счастливо улыбается Галина Константиновна.
На дороге рядом с нами резко тормозят ребята на мотоцикле. «Здравствуйте! Это бабушка из Интернета? Как здорово! Мы вас знаем! Фотографируйте еще!» И другие прохожие узнают, улыбаются. Она скромно кивает головой, но по приподнятому уголку губ заметно: приятно.
Для интереса и настроения устроили с ней фотосоревнование. Одни и те же места снимали одновременно: – я – телефоном, а она – фотоаппаратом. Фотографировали друг друга. Радовались удачно пойманным кадрам. Обменивались впечатлениями. Говорили о жизни, о творчестве. И не было между нами границ по возрасту.
А ведь родилась она в первый год войны, в 1941 году, в Тбилиси. Родители были актерами русского драмтеатра им. Грибоедова. Отец, Константин Забелин, и в кино снимался, в частности, в знаменитом фильме «Освобождение» играл генерала Катукова.
– Помню, была маленькой, жили в подвале, голодно, холодно, старыми списанными декорациями печку топили. С декорациями играла, домики строила. В детстве все время выступала, была артисткой.
Ну а судьба построила жизнь по другому сценарию. В 1958 году она приехала в Краснодар учиться, здесь жила ее тетя. Поступила на физмат Краснодарского института имени 15-летия ВЛКСМ. А потом в вузе открылось отделение худграфа. Она, никогда не державшая в руках этюдник, сдала экзамен по рисунку и перевелась туда. Получила специальность учителя по черчению, рисованию и труду. По распределению поехала работать школу в №3 Кореновска. Быстро нашла общий язык с ребятами. Рисовали в полях и в футбол играли. Галина Константиновна стояла на воротах! Рисунок, графика, живопись постепенно затягивали все больше и больше. Да так и стали делом жизни.
«Человек живет столько, сколько хочет»
Больше 40 лет Галина Константиновна преподавала в Кубанском государственном университете. Она –профессиональный художник. Заслуженный деятель искусств Кубани, член Союза художников России. Участница многих выставок. Недавно ее работы можно было увидеть в Союзе художников на улице Октябрьской в Краснодаре. И ее муж Вячеслав Тахтамышев был талантливым, известным на Кубани художником. Вместе они учились, прожили много лет, воспитали двоих сыновей. Жили душа в душу. «Удивительный был человек. Я была счастливой, любящей и любимой, и за свою жизнь поняла, что важно смотреть в одну сторону, иметь общее увлечение», – говорит Галина Константиновна.
А когда мужа не стало в 2011 году, она потеряла смысл жизни, ушла в свое горе. Тогда и одолела ее болезнь, согнула. Возвращаться к жизни не хотела. «Но подумала, что ведь мой муж был вдохновителем на творчество всю жизнь. Хотя бы ради него, ради памяти о нем нельзя сдаваться. И я вернулась к жизни.
– Человек живет столько, сколько он хочет. Когда у него пропадает интерес к жизни, он и умирает, – сказала она нашим коллегам в разговоре. – Вы только подумайте: нам дается в дар целый день. Потом мы уходим в ночь – и потом опять целый день. Мало кто об этом задумывается и умеет ценить.
«Со штативом меряем шаги до полосы»
В последние годы фотоаппарат стал ее первым другом. А первый раз взяла его в руки в 30 лет. Рассказывает, что тогда старший сын Андрей поступил в краснодарское художественное училище, где был предмет «фотодело». Купили ему «Смену». Вместе с сыном так увлеклась, что прошла двухгодичные курсы для фотокорреспондентов. Проявляла пленки, печатала снимки. «Сейчас просто чудо – цифровой фотоаппарат. Нажал кнопку – и тут же – снимок!» – радуется она прогрессу. Она ласково называет его «фотик», даже одушевляет. Он помогает передавать ее чувства и мысли. Как-то даже написала стихи:
«Ой ты, ноченька, дорожку не темни!
До полосы домиков нелегко идти!
Спрятала я фотик – хранилище красы,
Со штативом меряем шаги до полосы.
Вот и гнездышко дома моего!
Смотрим с «Фотом» – «теплышко», душевное
Из своих фотокадров – кино!»
Стихов у нее много. Пишет их с юности. Хранит старые советские тетрадки, рисунки, записи, фотопленки. Мечтает о своей фотовыставке. «Но это дорого сейчас, организовать выставку. Поэтому моя выставка – в соцсетях», – говорит Галина Константиновна.
– Весна, благодарю тебя за свет и жажду бытия! Счастье мое – бродить с фотиком, видеть живые картины – рада, и это мой выбор! – признается удивительная женщина, которая, мы уверены, еще долго будет радовать нас своими чудесными картинами жизни.
Наталья Иваненко. Фото из архива Галины Забелиной.
Тополь
Боролся с морозом тополь высокий.
Но листья, замерзнув,
Опали в срок свой.
Быстрые мысли затихли под ветром.
Руки повисли, прижатые снегом.
Зима усмирила – рубаху связала.
И звезды застыли на ветках слезами.
«Брат мой застывший, тополь высокий,
Знай, что с весною закончится сон твой.
Видишь, забрала весна для стирки
Старой зимы снеговые простынки!
В ручьи опустила, солнцем отжала
И парусом белым к ветвям привязала.»
Рванулся под ветром тополь высокий,
Струной натянулись весенние соки.
Вечер ударил по струнам ветрами
И тополь могучий взорвался листками!
Г. Забелина.