11 сентября, 16+

Один день с морской «русалкой»: пенсионерка поделилась секретами здоровья и долголетия

Гульзиган Закирова: «Без моря жить не могу». Фото: Наталья Иваненко

Гульзиган Закирова купается в море круглый год и считает его лучшим лекарством от старости и болезней.

Зимой 83-летняя пенсионерка из Туапсинского района шокирует отдыхающих на побережье Небуга. Они кутаются в шапки и куртки, а она в купальнике смело ныряет в холодную воду и делает это легко, улыбаясь. Мы познакомились с удивительной «морской русалкой» почтенного возраста, побывали у нее в гостях и узнали секреты ее особенной жизненной философии.

Люблю людей!

«Проходите, мои хорошие! Сейчас буду вас кормить!» Хозяйка тут же отправляется на кухню. «Гостей надо сначала накормить, а потом все остальное!» – категорически отвергла наши попытки скромно отказаться от завтрака. Стол был уже накрыт, а посередине дымился балеш –  знаменитый татарский пирог с мясом и картошкой. Разве от такого можно отказаться? Это же преступление! Такой запах стоит, что слова пропадают, а рука уже сама тянется за кусочком! Гульзиган Сунгатулловна разрезала верхушку пирога, и тут мы окончательно сдались. А подарок наш оказался как нельзя кстати. Нарядный фартук от «Околицы» Гульзиган Сунгатулловне очень понравился. «Надену его на юбилей к сыну!» – смеется. И предлагает: «Вы меня зовите просто Галя, а то имя трудное». Улыбаемся, хочется обнять: нечасто встретишь такую открытость, душевность. 

За столом чувствуем себя как дети, приехавшие к родной бабушке. Хотя у нее от двух сыновей своих четверо внуков и четверо правнуков. Но и нам тепло, уютно, вкусно. А какое чудесное варенье из инжира и меда! М-м-м! «Кушайтэ-кушайтэ! Так и надо гостей встречать!» – подвигая тарелки к нам поближе, хлопочет хозяйка. Ее татарский акцент добавляет душевности. 

– К вам часто гости приходят?

– Почти каждый день, но особенно в пятницу. Я не зову – сами приходят. Плохие не зайдут, только хорошие. Люблю людей. Подружки у меня есть, разные. Кому тоже за восемьдесят, а кому только за тридцать. Не важно, какой возраст. Главное, чтобы нам вместе было хорошо. Молитва у дверей висит, бережет от плохого. 

Балеш –  знаменитый татарский пирог с мясом и картошкой для дорогих гостей. Фото: Наталья Иваненко

Утро начинается с молитвы

Пока сидим за столом, Гульзиган Сунгатулловна рассказывает, с чего начинается ее день.

– Сплю я всего три часа. Так с молодости привыкла. Работала днем и ночью. В два ночи встаю. Купаюсь, занимаюсь зарядкой, молюсь. Я мусульманка, молиться надо, Коран читаю, Уразу соблюдаю. Сейчас особенно молиться надо, время тяжелое. За всех, кто воюет, чтобы живы и здоровы были. Ругаются люди, за них тоже молиться надо. Я почитаю, другой почитает, если даже семеро почитают, Бог простит кого-то и поможет. Делаю зарядку, массажеры у меня разные есть – для шеи, для спины, для ног. У меня еще маленький огород под окном, видите, грядки сделаны! Ухаживаю, выращиваю овощи, зелень. Это ерунда, земли всегда было много, пахали без выходных. В пять утра иду на море. Последние две недели там невозможно было плавать. Сильный шторм, снег, дождь, ужасный ветер. Не заходила в воду. А сейчас с вами обязательно пойду, посмотрю, успокоилось ли, искупаюсь. Вернусь – опять молитвы, дела, упражнения. Кому-то надо помочь. Готовлю. Гостей встречаю. Вечером опять иду на побережье. Дня не хватает. 

Так и летом, и осенью, и зимой с 1995 года, как только переехала в Туапсе. В привычку вошло. Видим, что ей не терпится поскорее к морю. Соскучилась за время небывалой непогоды. Купальник уже на ней. Ну, чего ждать-то!

От ее пятиэтажки до моря минуть десять пешком. Она не идет, а почти летит, еле поспеваем. По пути прохожие здороваются, улыбаются. Местные ее хорошо знают. Блондинка приветствует по-татарски: «Матур, Галя, матур!» (что значит красивая). Необычно. А уже у самого моря к нам бежит белая собака, тоже «Галю» знает. Тетя Галя приветствует ее хозяина-узбека, охранника: «Ассалям алейкум!» 

«Накинул шаль и украл!»

Море еще штормит. На берег повыбрасывало деревья, мусор. Но наша «морская русалка» быстро раздевается и – в воду! Даже не ежится! Загорелая. Успевает впитать солнышко даже зимой. С копной белых волос  она как одуванчик на синих морских волнах. 

– Без моря  жить не могу. Оно мне и отец, и мать, и подруга. Мой ангел-хранитель. День не побыла – нет сил, энергии, настроения. Скучаю, тоскую, не по себе. Даже шить начинаю. Внучкам, племяннице. Весь материал уже перевела.     

Ее любовь к морю началась с Владивостока, где Гульзиган Сунгатулловна прожила и работала десятки лет. Судьба была к ней и строга, и милостива. Родилась в Узбекистане, в 1940 году, была восьмым ребенком в семье. Когда началась война, отец ушел на фронт и уже не вернулся, семья переехала в Татарстан. От голода половина ее братьев и сестер умерли. А она выжила, училась, работала прицепщиком на комбайне, и в 18 лет вышла замуж. 

История удивительная, как в кино: будущий муж украл ее прямо с танцев, в 12 ночи. Рассказывает: «Набросил на меня шаль, схватил и увез к себе. Не хотела я за него, ни разу ведь не видела, не разговаривала даже. Пряталась в кустах смородины. А что сделаешь? Раз украл, так и не отдаст». Прожили они много лет, была ли счастлива? Говорит, слова мужу нельзя было сказать: «Чуть что не так – мог и об стол! Ничего, как Бог дал». Бог дал им двоих сыновей. Оба отлично учились в школе и в вузе. Одного сына уже не стало больше тридцати лет назад, горе. «Из-за стресса начался диабет. Сразу поседела», – вспоминает Гульзиган Сунгатулловна. 

Второй сын сейчас живет рядом, в Небуге. Он и перевез ее в Туапсинский район. 

Вся жизнь ее прошла в труде. Во Владивостоке работала  мастером в ателье, администратором в ресторане. Стажа больше 40 лет. Но и будучи на пенсии, до 80 лет не сидела без дела – продавала на пляже разные разности.

Гульзиган Сунгатулловна с улыбкой ныряет в холодную воду! Фото: Наталья Иваненко
Гантели подняла 30 раз, и это в 83 года! Фото: Наталья Иваненко

Море лечит. Бог помогает

«Бог меня любит. И я его. Вот и дает силы», – говорит Гульзиган Сунгатулловна. Ее порой упрекают: «Ты что, бабушка, неадекватная, что зимой купаешься?» А она им: «Я свое дело знаю и от моря не откажусь никогда».

Когда мы вернулись с побережья домой, она показала как делает упражнения. Гантели подняла 30 раз, на двери повисела несколько секунд (вместо перекладины), сколько выдержала, а еще не четвереньках из комнаты в комнату – полезное упражнение. И это в 83 года! Сколько же у нее энергии! Честно, не всем, даже помоложе, это по силам. 

Или по силам? 

– Практически все могут делать простые упражнения, если захотят. Не надо лениться, – уверена тетя Галя. – Я таблетки не пью. У меня их и нет. А было уже два инфаркта и операция на желудке. Свой диабет я тоже лечу морем. Давление 120 на 80 (кстати, проверили, все точно).  Каждый день надо купаться. Там вся таблица Менделеева. Даже если вы не купаетесь, а только стоите возле моря и дышите, уже хорошо.  

Работать над собой духовно и физически – такой у нее жизненный принцип и привычка. Поэтому и всем читателям «Околицы» Гульзиган Сунгатулловна желает энергии, здоровья, не лениться, дружить с морем (кто живет рядом) и делать зарядку! А еще – общаться с хорошими людьми и делать добрые дела.

– Приезжайте летом! Я и море вас ждем!
– Обязательно приедем! 

Наталья Иваненко.

Читайте также