19 апреля, 16+

Объявите войну аферистам: как наказать телефонных мошенников

Фото: diy13/Adobe Stock

Есть ли шанс вернуть деньги и заставить жуликов заплатить за обман?

Этой весной у аферистов всех мастей случилось очередное обострение: липовые представители «полиции», «следственного комитета», «службы безопасности банка» обзванивают россиян регулярно. У всех на слуху истории многомиллионных обманов пожилых и не очень людей. Эксперты единодушны: нельзя оставлять дело просто так – объявите мошенникам войну.

Если вас уже обманули

Недавно в Роскачестве подсчитали, что в среднем звонки от телефонных мошенников каждую неделю получает 40% россиян, писала «Моя Околица». А тех, кому приходят письма со спамом, и подсчитать невозможно. Когда вы поняли, что столкнулись с мошенниками, нужно знать, что делать.

Недавно жительница Краснодара лишилась денег, попробовав заработать на одной из популярных бирж для фрилансеров. Откликнулась на вакансию, получила ссылку на сайт работодателя, оставила там свои персональные данные, а главное – не подумав, согласилась внести предоплату в счет будущей работы. Здесь мы напоминаем, что честный работодатель никогда не попросит от исполнителя вносить какие-либо суммы, ведь это он должен заплатить за выполненный заказ. Это главный стоп-сигнал, который должен навести на мысль о мошенниках…

В итоге женщина не только ничего не заработала, но еще и потеряла 3 тысячи рублей. В полицию идти не захотела: «Разве найдут аферистов? Да ведь и сумма небольшая – переживу». Эксперты Центробанка называют такой подход неправильным, ведь он только потворствует дальнейшей деятельности аферистов. Что делать, если вы все-таки «повелись» на телефонный обман рассказали на портале «Финансовая культура».

Обращаться в полицию надо обязательно, тем более что сегодня подать заявление можно онлайн, на сайте МВД (ищите управление в своем регионе и кнопку «Прием обращений»). Заявление подается в свободной форме, но нужно указать:
— Ф. И. О., адрес, телефон, электронную почту;
— номер карты или счета, с которых вы переводили деньги, и название вашего банка;
— реквизиты карт или счетов злоумышленников, если вы их знаете;
— все известные вам данные аферистов: адреса сайтов, ссылки на каналы в соцсетях, телефоны, электронные и почтовые адреса.

Сделайте скриншоты переписки с аферистами, их сайта или страниц в соцсетях. Приложите банковские выписки и чеки о переводах. Если вы получали от мошенников какие-нибудь документы (например, договор или лицензию), добавьте их тоже.

Если подавали заявление онлайн, сохраните талон-уведомление. По его номеру вы сможете проверять статус обращения по телефону или в отделении. Проверка обращения длится 30 дней, после этого в ведомстве решат, возбуждать ли уголовное дело или отказать в этом, либо передать в другое подразделение.

Когда вас признали потерпевшим, сразу подавайте следователю гражданский иск о возмещении ущерба с преступников. Иск повысит ваши шансы вернуть украденное, ведь на его основании полицейские смогут арестовать счета злоумышленников, как только их найдут.

Если речь идет не о единичном случае, а, например, о финансовой «пирамиде», очень желательно найти других пострадавших и подать коллективный иск. Так вы ускорите ход дела и снизите расходы на разбирательство в суде. Но нужно найти не менее 20 пострадавших.

Не только полиция

Однако сообщить о мошенничестве можно не только в полицию. В первую очередь, отправляйтесь в свой банк. К сожалению, вам не возместят ущерб, если вы сами сделали перевод или сообщили аферистам персональную информацию, но реквизиты, по которым ушли деньги, запишут в разряд неблагонадежных. Чем больше жалоб поступит, тем быстрее реквизиты мошенников окажутся в специальной базе Центробанка. Когда банки находят там данные своего клиента, то блокируют все его карты и запрещают выводить деньги через мобильный и онлайн-банк.

В сети можно встретить совет, согласно которому потерпевший может вернуть деньги, если попросит банк отменить платеж или попробует отменить транзакцию в личном кабинете. На практике везет в этом случае лишь 11% жертв мошенников. Тем, кто очень быстро сориентировался, ведь платежи по закону должны исполняться в течение суток (а на практике они уходят гораздо быстрее). Если банк списал деньги с вашего счета, но еще не перевел их на карту афериста, то отмена транзакции поможет.

Также, если вы столкнулись с обманом, следует позвонить в банк и заблокировать карту, чтобы не потерять еще больше.

Если вас обманул не один человек, а фирма, здесь уже надо обращаться и в Центробанк (у него есть интернет-приемная). Регулятор проанализирует ситуацию и включит компанию в список сомнительных организаций. А затем отправит результаты проверки в правоохранительные органы.

Для самых осторожных

Что делать, если вас пытались обмануть, но не достигли успеха? Эксперты и в этом случае молчать не советуют. Выпишите телефоны, с которых звонили мошенники, и передайте их в службу безопасности вашего банка. Если же вы обнаружили подозрительный финансовый проект, сообщите о нем в интернет-приемную Центробанка. Также можно обращаться в полицию и прокуратуру.

Кстати, из-за своей доверчивости и открытости легкой добычей для аферистов часто становятся пожилые люди. Помочь им не лишиться денег могут дети и внуки. Как защитить от мошенников родных почтенного возраста читайте здесь.

Елена Шумовская.

Читайте также