26 апреля, 16+

Нашли ошибку: как оспорить суммы в квитанции ЖКХ

Фото: Proxima Studio/Adobe Stock

У коммунальщиков все автоматизировано: присылают готовые квитанции с итоговой суммой — только бери и плати. Многие так и делают, не вдаваясь в подробности, — удобно же! Но порой в расчетах обнаруживаются ошибки. Что делать в этом случае?

Азы арифметики

Чтобы понять, обманывают вас или нет, придется тщательно изучить каждую цифру в квитанции ЖКХ. А для этого надо знать и величины тарифов по всем видам услуг, и показатели нормативов.

Если что-то в квитанциях непонятно, можно задать УК вопросы без официальных заявлений – просто для прояснения ситуации. А затем сверить полученный ответ с нормативными документами, которые можно найти в открытом доступе в интернете. Или обратиться к толковому юристу, который поможет разобраться с платежками.

Случаи, к слову, могут быть разные. Не только ошибки в вычислениях. Гораздо сложнее выявить злоупотребления: например, когда управляющая компания считает плату за освещение подъездов по нормативам, хотя есть общедомовые счетчики, или включает в квитанции охрану двора, хотя жильцы такую услугу не утверждали. Бывали в России истории, когда люди регулярно платили за лифт, которого в доме нет!

За ошибку — штраф

Если вы уверены в наличии ошибки, выходите на УК с официальным обращением-претензией о перерасчете коммунальных платежей.

Каков алгоритм действий? После поступления письменного обращения в УК обязаны провести проверку по указанному факту, на нее отводится 30 дней. По окончанию срока выдается вердикт: считает себя УК виноватой или нет. Если ошибку признали, то в срок не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя ему должны выплатить штраф (в размере 50% величины превышения над размером платы, которую надлежало начислить). «Живых» денег вы, скорее всего, не увидите, зато на сумму штрафа снизят размер платы за соответствующую коммунальную услугу.

Если же УК докажет ошибку заявителя, то никакого штрафа платить не будет. Например, если собственник неправильно указывал данные со счетчика или не передал информацию о праве на льготу.

Если УК признала ошибку, но не платит штраф, или если вы не согласны с официальным ответом компании, надо обращаться выше по инстанциям. Для начала — в Государственную жилищную инспекцию (обычно этого хватает). Если справедливость не восстановят, то и в Роспотребнадзор, прокуратуру и суд. При обращении в каждую инстанцию необходимо предоставить копию претензии, отправленной в УК, полученный ответ, а также платежки, с которыми вы не согласны.

Куда жаловаться?

Государственная жилищная инспекция Краснодарского края: 350020, г. Краснодар, ул. Красная 178. Горячая линия: тел. 8(861)259-10-30. E-mail: gzhi@krasnodar.ru

В тему. Нужно ли хранить платежки?

Хранить квитанции об оплате ЖКУ желательно как минимум три года – это срок исковой давности, в течение которого вы можете подавать в суд для защиты нарушенного права. В некоторых случаях он может быть продлен.

Если вы оплачиваете счета онлайн, то нужно сохранять и электронные чеки, а лучше делать скриншоты и квитанции, и самого чека. Скрин квитанции нужен на случай подмены суммы в квитанции управляющей компанией задним числом.

— Хранить квитанции нужно на случай подстраховки. В 99% случаев они не понадобятся, но станут важным доказательством в пользу собственника жилья в спорных ситуациях: при недобросовестной работе управляющей компании или при смене УК. Платежки послужат доказательством того, что никаких долгов перед УК у вас нет, — советует Игорь Поздняков, заместитель начальника отдела Роскачества по защите прав потребителей.

Елена Шумовская.

Читайте также