25 апреля, 16+

Святая заступница земли русской: как от врагов защитила чудотворная икона

Фото: vsegda22/AdobeStock

Владимирская икона Божьей Матери — одна из самых почитаемых в России православных реликвий.

Согласно церковному преданию, эту икону написал евангелист Лука на доске из того стола, за которым трапезовал Иисус с Марией и Иосифом. В V веке икона была перевезена из Иерусалима в Константинополь, где правил император Феодосий. В первой половине XII века, когда великий князь киевский Юрий Долгорукий женился на византийской принцессе Елене, которая привезла в Киев реликвию, носившую в те времена название иконы Умиления. В 1155 году сын Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский, взял святыню с собой в северо-восточные земли Руси: в Боголюбов, а затем во Владимир, где она получила новое название — иконы Владимирской Божьей Матери.

В 1395 году, когда среднеазиатский воитель Тамерлан осадил Москву, местное духовенство попросило владимирцев прислать чудотворную икону, чтобы спасти город. Из Владимира до Москвы эту икону несли на руках, пешим ходом. Навстречу святыне из столицы вышло московское духовенство и на месте встречи был основан Сретенский монастырь, до наших дней не сохранившийся.

Как повествует церковное предание, завоевателю Тамерлану во сне привиделась женщина невиданной красоты, в окружении святого воинства. И изрекла: «Оставь народ мой излюбленный и уйди из земли русской, иначе тебя постигнет кара небесная!». Проснувшись, Тамерлан попросил своих советников растолковать этот сон, Советники объяснили, что во сне к хану явилась мать Иссы — так мусульмане называют Иисуса Христа — и посоветовали Тамерлану снять осаду Москвы и увести войско на родину. С тех пор икона Владимирской Божьей Матери считается святой заступницей земли русской.

Говорят, что во время Великой Отечественной войны, когда фашисты были на подступах к Москве, икону Владимирской Божьей Матери на самолёте провезли по всей оборонительной линии нашей столицы.

Теперь давайте обратим свой взор на эту икону. Сурово и печально лицо Божьей матери, её глаза наполнены болью и тревогой за судьбу сына. Это вечная материнская боль за судьбу своих детей. Ведь слово мать трактуется в трёх ипостасях: мать сыра земля — наша кормилица, Божья мать, родившая нам Спасителя, и наша человеческая мать, выносившая всех нас под своим сердцем. Берегите своих матерей, ведь недаром в народе говорят: «Не стало отца — ты пол-сирота, не стало матери — круглый сирота».

А.А. КАЛИЙ, почётный историк-архивист РФ (по материалам А.Н. Маркова, «Культурология»)

Читайте также