27 апреля, 16+

Диагноз «рак»: как правильно наблюдаться онкобольным

В случае прогрессирования заболевания врач обязан направить пациента в специализированное медучреждение. Фото: Nejron Photo/Adobe Stock

В 2021 году в России было 3,7 млн онкобольных, причем 556 тыс. диагноз был поставлен впервые. Понятно, что люди, впервые столкнувшиеся с раком, испытывают шок, теряются и не знают что делать. Между тем опыт миллионов пациентов говорит: опускать руки нельзя. Если действовать правильно, вовремя начать лечение — шансы на выздоровление намного выше. В ОМС представили пошаговую инструкцию для таких пациентов.

Постоянный контроль — золотое правило

Диспансерное наблюдение — важное условие для контроля за состоянием таких пациентов. Но от 45 до 70% пациентов с первой и второй стадией рака не проходят его в полном объеме.

На что должен обратить внимание пациент?

1. Пациент должен быть поставлен на диспансерный учет у онколога по месту жительства в течение трех рабочих дней от постановки диагноза. Этого требует приказ Минздрава N 548н. Пациент прикрепляется к центру амбулаторной онкологической помощи, либо к первичному онкокабинету в поликлинике, либо к онкологическому диспансеру.
Важно: Пациент должен находиться под наблюдением у профильного специалиста — именно у онколога, а не терапевта.

2. В течение первого года после постановки на учет пациента приглашают на обследование один раз в три месяца, второго года — один раз в полгода, а затем один раз в год. Порядок может измениться, если этого требует течение заболевания.
Важно: Диспансерное наблюдение требует наличия информированного добровольного согласия. Пациент или его законный представитель может оформить письменный отказ от наблюдения, но врач обязан разъяснить ему все риски и возможные последствия.

Что включает в себя диспансерный прием

План наблюдения зависит от диагноза, он индивидуален для каждого пациента. Врач заносит эти данные в медкарту и обязан проинформировать больного о порядке, объеме и периодичности консультаций и обследований.

а) На приеме врач оценивает состояние пациента, выслушивает жалобы, проводит физикальное исследование, назначает исследования, чтобы уточнить диагноз. Также врач оценивает, насколько эффективно проведенное ранее лечение, и, если нужно, корректирует терапию.
Важно: В случае прогрессирования заболевания врач обязан направить пациента в специализированное медучреждение.

б) Врач должен провести консультацию по профилактике обострений, рецидивов, объяснить, в каких случаях вызывать скорую.

в) Если нужно, врач назначает дополнительные профилактические, диагностические, лечебные и реабилитационные процедуры, в том числе в условиях специализированного стационара.
Важно: Если пациент не может посещать медорганизацию из-за тяжелого состояния, онколог организует наблюдение на дому.

Ваши права

Что делать при смене места жительства? 

Если вы переезжаете, в том числе за пределы региона, где наблюдались последние полгода, нужно сообщить об этом врачу не менее чем за две недели до отъезда. За 7 рабочих дней врач готовит выписку из медкарты для предоставления ее в медорганизацию по новому месту жительства.

При проверках ФОМС и медицинские страховщики нередко сталкиваются с нарушениями прав онкопациентов. Среди них:
— отсутствие информированного добровольного согласия на диспансерное наблюдение с указанием запланированного результата и возможных последствий, если пациент не будет следовать терапии;
— вместо онколога больного наблюдает терапевт;
— в медкарте пациента нет оценки его состояния, не указаны назначения, исследования.

Что делать в случае спорных ситуаций?

Нужно прежде всего обратиться в свою страховую медорганизацию (СМО), которая выдала полис ОМС. За онкопациентами закрепляют страховых представителей, которые сопровождают больного на всех этапах оказания медпомощи. Найти страхового представителя просто — для этого нужно связаться со страховщиком лично или по телефону (его номер указан в памятке застрахованного при получении полиса ОМС, а также на официальном сайте страховой компании).

У СМО много полномочий и возможностей — по жалобе больного страховой представитель связывается непосредственно с главным врачом, подключает к решению проблемы комитет или департамент здравоохранения. Также может быть назначена экспертиза качества оказания медпомощи. Поскольку ФОМС и СМО имеют право накладывать на медиков штраф, чаще всего конфликты разрешаются на самом начальном этапе.

Мнение профессионалов

Алексей Старченко, член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре:
— В некоторых регионах 80% пациентов с онкозаболеваниями состоят на наблюдении не у онколога, а у терапевта. Это катастрофа, так как больные не получают адекватного обследования. Также нельзя относиться формально к информированному согласию. Для успешного диспансерного наблюдения пациент должен все знать о факторах риска, о возможных осложнениях, мерах по профилактике.

Михаил Пушков, советник страховой медицинской компании «Капитал-МС»:
— В апреле 2022 года наша организация провела телефонный опрос наших застрахованных онкопациентов. Оказалось, 8% из них не могли посещать врача-онколога самостоятельно. При этом четверо из 10 сообщили, что для них не было организовано наблюдение на дому, а каждый четвертый жаловался на несоблюдение сроков диспансерных приемов и исследований.

Сам пациент не всегда знает свои права, а иногда, даже если знает, у него нет желания и сил их отстаивать. В таких случаях надо обращаться к своему страховому представителю. Это наша работа — восстановить нарушенные права пациентов, обеспечить им качественное лечение. Поэтому, если вам отказывают в исследованиях, не могут организовать наблюдение на дому, не информируют о том, какой объем обследований полагается, в любом спорном случае обращайтесь в свою страховую компанию. Ваше обращение примут и в короткие сроки помогут решить проблему.

Ирина Невинная, «Российская газета»

Читайте также