14 октября, 16+

Маракуйи щедрый урожай: фермер-экспериментатор рассказал, сложно ли вырастить экзотические плоды на Кубани

Александр Кудленко всегда любил заниматься тем, чем почти никто не занимается. Фото из архива Александра Кудленко.

На Кубани поспела маракуйя! Невиданную в наших краях экзотику вырастил на участке под Геленджиком Александр Кудленко. Фермер-экспериментатор рассказал нам, как из крошечной семечки вырастил сочный экзотический плод, как тропическая лиана сейчас чувствует себя на участке в хуторе Бетта. А еще о том, как его хобби переросло в серьезный агрономический проект и что значит поддержка его большой сельской семьи.

Страсть к экспериментам

Как только новость о поспевшей под Геленджиком маракуйе облетела соцсети, Александра «атаковали». Забросали вопросами и просьбами показать лиановое царство с диковинными плодами. Маракуйя! Название-то какое мудреное. Многие ее и не пробовали никогда. Правда, в «дорогих» магазинах купить можно, завозят для любителей экзотики «плод страсти». Именно так переводится маракуйя с тайского. История Александра тоже про страсть, только к экспериментам. 

Мы встретились с ним в Краснодаре, где он живет и работает. Оказалось, что в Бетте под Геленджиком, где заложена плантация маракуйи, находится участок его родителей. Там он и проводит свои уникальные эксперименты. Кроме маракуйи выращивает и другие  заморские штучки, например, чайот. Это «мексиканский огурец». По вкусу молодые плоды напоминают кабачки, а клубни похожи на картофель. Верхушки тоже можно есть, как спаржу.

Александр пока не профессиональный агроном. Пробовал себя в разных направлениях – в автосервисе, на стройке, даже закупал материалы для татуажа ресниц и бровей. Но земля «перетянула».

– Всегда любил заниматься тем, чем почти никто не занимается, и быть пионером, – улыбается Саша. – Честно, сам не ожидал, что мой опыт привлечет такое внимание. Хотя я с детства любил возиться в саду и в огороде. Вырос в Анапе, где во дворе было принято что-то сажать. Отец (водитель бензовоза) всегда был на работе, а мы с мамой занимались растениями. Нравилось! У меня вырастали цветы, которые считали необычными. Прохожие останавливались, разглядывали, удивлялись.  А я даже не знал как они назывались. У дедушки было около 100 соток земли, выращивал там много чего. У него начал учиться ездить на тракторе, вместе собирали капусту. В общем, где-то с 4 класса приобщился к сельской жизни. Каждое лето проводил у деда. 

«Они растут, будто слышат меня»

Любовь к земле и к сельскому труду никуда не делась и со «взрослостью». А два года назад началась эпидемия коронавируса. Люди практически не выходили из дома. И его творческой «сельской» натуре стало невмоготу. Александр загорелся идеей.

– Решил плотно заняться огородом, – рассказал он. – И понял, что вот оно, мое место силы. Там я разговариваю с растениями, общаюсь с ними. Иногда даже без слов. Реально, работает! Они растут, будто слышат. Через интернет начал знакомиться со знатоками сельского хозяйства, любителями. Интересно было все, от пшеницы до улиток (съедобных). Хотелось попробовать самому вырастить, посадить. Подумал: а почему бы не маракуйю? Интересно же, вырастет лиана на нашей земле?!  

Семена заказал из-за границы. Помог интернет. Там много чатов по интересам. Какие продают сорта, какие у пассифлоры цветы – рассказывают, делятся опытом. Общаться с иностранцами помогает автопереводчик. 

– Прислали семена. Проращивать нужно было в определенном климате. Соорудил маленькую тепличку в комнате, сделал теплый пол, поставил специальную лампу. Поработал с семенами. Представляете, чтобы семечка «проснулась», все 250 штук «прошел» наждачкой. Ох, и хлопот! Даже пилочки для маникюра пробовал. Замочил семена на ватном диске. Не все проросли. Один диск уже хотел выбросить. Но рассыпал семена в контейнер – будь что будет! Через время вспомнил, глянул – а там – «ежик». Они проросли! 

Глаза горят у Александра, когда он рассказывает как маленькая семечка превращалась в мощное растение! Закалка, тренировка «питомцев»: дом-улица-дом-улица. Бегал туда-сюда, буквально колдовал над каждым «малышом», по ходу изучал информацию в интернете.

– Я понял, что энергия у этих семян очень сильная. Вырастил саженцы. В мае пересадил в землю. Рассадил наугад, не зная, каким должно быть расстояние между растениями. Попробовал пустить лианы в рост по технологии шпалеры. «Железо» тоже «сварил» сам. Натянул проволоку, купил сетку. Причем, ничего про эти технологии не знал. Деду звонил, у отца спрашивал, смотрел, как у других. Полив у меня тогда не работал. Вручную поливали, воду привозили на машине из дома. Вся семья помогала. Потом протянули шланг, мама и бабушка поливали каждый день. А между рядами с маракуйей  посадили еще и огурцы. Оказалось, отличные соседи!

«Саша, ты нормальный?»

Кстати, про огурцы. Их семья Александра собирает до самого конца декабря. А ведь соседи, когда он высадил рассаду в грунт в июле, пальцем у виска крутили: «Саша, ты нормальный?» Вполне. Огурцы-то в декабре есть свои! 

Вот и с маракуйей эксперимент удался. Причем, в открытом грунте. Для Александра это принципиально – без химии, парников и укрывания на зиму. Лианы «ответили» ему бурным ростом (в длину до восьми метров) и щедрым урожаем.

– В сентябре упал на землю первый созревший плод, – говорит Александр. – Радость, конечно, гордость. А главное – вкусно! Сколько килограммов собрали, в целом, я не считал, честно. Но каждый день килограмма по два. Ели всей семьей по мере созревания. Раздавал друзьям, знакомым. Распробовали и просили еще. Изначально не было цели продать. Я только учусь, пробую. Экспериментирую с поливом, с размножением. Шпалеры поменял на перголу (навес). Чтобы поставить производство семян, саженцев, сеянцев и плодов на поток, нужно все организовать и продумать, нужны силы и средства. Нужна отработка технологии выращивания и подкормки. Поиском всего этого я сейчас и занимаюсь. Ведь в итоге хочу получить вкусный, спелый, идеальный плод маракуйи. Чтобы не было за него стыдно. А по объемам – посмотрим. Можно и на гектаре земли посадить. С одной лианы вполне реально до трех килограммов плодов получить.

Кстати, сейчас у Александра уже много контактов – в Беларуси, Иране, Турции, Колумбии, Китае. Общаясь с единомышленниками, он набирается опыта.  

Планирует Александр заняться и переработкой маракуйи – делать из нее не только сок и пюре, но и полезный для здоровья чай из пассифлоры. Говорят, когда-то в СССР цветки пассифлоры комбайнами собирали, заготавливали для фармацевтической промышленности. Значит, есть смысл! 

Высота лианы пассифлоры достигает восьми метров. Фото из архива Александра Кудленко.
Маракуйю ели всей семьей и угощали друзей. Фото из архива Александра Кудленко.
Сочная и вкусная кубанская маракуйя! Фото из архива Александра Кудленко.

Попробовать землю «на вкус»

– Когда ты не боишься пробовать, а берешь и делаешь – все получится. В этом Александр убедился, когда решил поучаствовать в конкурсе «Лучший молодежный инвестпроект» в Геленджике. Случайно увидел объявление. Столько бумаг пришлось собирать, столько расчетов и обоснований делать! Сомневался. Но справился. И занял второе место, получив 100 тысяч на реализацию проекта. Деньги небольшие, но все же подспорье. Ведь с миру по нитке собирал он на свой эксперимент по выращиванию маракуйи. Все своими руками, при минимальных вложениях. 

Но это дало толчок. Сейчас Александр изучает возможности получить субсидии, гранты и развиваться. Планирует получить высшее агрономическое образование. Учится в краевой школе «Бизнес молодых». Защитит проект и сможет получить льготный кредит до трех миллионов рублей под минимальный процент. Ведь в голове уже зреют новые идеи. Например, создать экзотический крестьянский двор, где кроме диковинных растений люди могли бы пообщаться с животными, попробовать местного вина. Могли бы окунуться в сельский быт, жизнь на земле, попробовать ее «на вкус», пожив здесь несколько дней.

– Меня очень поддерживает моя семья, – говорит Александр. – Мама, отец, бабушка, сестры. Помогают мне в поле и физически, и морально. Это дает силы и уверенность, что все у нас получится. У одной из сестер трое сыновей, и все мальчишки с нами рядом, как минимум, пока бегают по огороду. Когда знаешь, что есть опора, можно не бояться экспериментов.  

Наталья Иваненко.

Читайте также