26 апреля, 16+

Там и рай, где хлеба край: история кубанских фермеров братьев Шакунов, которые нашли в труде счастье

Фото: С. Лазебная

12 июня Россия отмечает главный государственный праздник. Длинные выходные, шумные народные гуляния и праздничные концерты в парках и на площадях городов и поселков нашей большой страны… Братья Виталий и Евгений Шакуны – фермеры. В начале лета каждый день для хлеборобов – на вес золота, потому у них выходных не будет. Эти простые люди выращивают хлеб и стараются, чтобы краше становилась родная Кисляковская. Их фамилия добрыми делами вписана в историю станицы. Братья-созидатели стали героями праздничного репортажа «Моей Околицы», ведь именно на таких, как они, людях и держится Россия.

«Мы не герои и не «крутые»

Хозяйство большое: растениеводство, мельница, пекарня… Формально главная здесь – Валентина Алексеевна Шакун. Но «рулят» ее сыновья. Рекордсмены жатвы, меценаты (опекают местный приход, юных спортсменов – лаптистов и футболистов) и депутаты местного Совета. А родом братья из Кущевского района, в свое время прогремевшего на всю страну из-за Цапков. Выяснилось, что и у Шакунов с ними был конфликт…

– Мы не герои и не «крутые», – предупредил по телефону Виталий. – Просто так приезжайте в гости.

От Краснодара до Кисляковской 185 км. Без навигатора легко проскочить мимо. Грунтовая дорога, поля и вдруг – ворота, асфальтированный двор, ангары, цеха… Хозяева чуть опаздывали, было время поглазеть. Вот сверкнула искра сварки. Трактор-погрузчик проехал. Паренек лет четырнадцати прошел, поздоровался, еще двое, помладше, промчались, крикнув «Здрасьте!» Что за странность? Тут в ворота вкатился огромный запыленный внедорожник. Интуиция не обманула: братья. Загорелые, обветренные, белозубые. Похожи внешне, и голоса почти неотличимы.

Земляков не подводили

Евгений приносит ледяную минералку и бокалы. Каждый глоток братьям, вернувшимся с объезда полей, из полуденного пекла, в охотку. Замечаю, что в офисе только одно кресло начальника, сейчас оно занято старшим братом.

– Вы главный? – уточняю у Виталия.

– Нет, ведь утром я в этом кресле сидел, – хохочет Евгений.

Виталий (слева) старше Евгения на пять лет. Разница в возрасте никогда не мешала братьям понимать друг друга. Фото: С. Лазебноая

На стене портрет: братья с отцом, Евгением Андреевичем. Он трагически погиб пять лет назад. Понимаю, что кресло – его. Просто… отца не стало, а сыновья оставили все, как при нем было. Кто где сидит – неважно! Крестьянско-фермерское хозяйство – детище отца. Работал шофером-экспедитором в колхозе, пользовался авторитетом. В 91-м председатель взял да и назначил его заведующим маслозаводом.

– Батя вытянул предприятие в передовые, – гордится Виталий.

Колхоз все же развалился, Евгений Андреевич решил работать на себя. Получил свидетельство индивидуального предпринимателя, стал главой крестьянско-фермерского хозяйства. Обрабатывали семейные наделы, экс-колхозники свои паи в аренду стали отдавать. Шакуны трактор брали в прокат, реанимировали списанную технику и земляков ни разу не подводили.

– Сейчас у нас восемь зерноуборочных комбайна – Ростсельмашевских и фирмы CLAAS. Тракторы, грузовики… О таких и мечтать не могли, – признается Евгений.

К слову, этот современный и «самый модный» комбайн – размером с двухэтажный дом и похож на марсоход!

В году всего два выходных

У Шакунов – одно из лучших фермерских хозяйств Кубани.

– Мы работаем в замкнутом цикле: растениеводство, мельница… Уже без бати запустили пекарню с магазином в станице. Два магазина открыли в Кущевской, – объясняет Виталий.

Свое зерно, мука, рецептура и технология. На выходе – вкуснейшая выпечка с приставкой «эко». Пекарню «ведет» Елена, супруга Евгения. КФХ с мельницей управляют братья, а помогает им Оксана, жена Виталия.

– Обычно фермеры, собрав урожай, могут расслабиться. У нас с братом два выходных – 31 декабря и 1 января, – уточняет Евгений. – Мельница и пекарня останавливаются из-за нулевого спроса. Но остается подсобное хозяйство с бычками, поросятами. В январе случаются авралы с расчисткой дорог от снега. А дальше подготовка к севу…

Как говорится, «эта песня хороша, начинай сначала…» Словно текучки мало, прибыль братья вкладывают… в спасение бывшего колхозного имущества. Собственники менялись, закладывали имущество в банк, выкупали, перепродавали, закладывали… Стоят теперь живописные руины.

– Мы с Женей решили выкупить здание колхозоуправления в центре станицы, – говорит Виталий. – Больно было смотреть, как здание убивает время.

Экипаж под охраной

Фотографироваться братья не хотели.

– Да ну, мы пыльные, – говорили. Однако против фотосессии в поле возражать не стали.

– Давайте пацанов позовем? – предложил Евгений.

Так выяснилось, что дети на территории – не посторонние! Пятеро сыновей на двоих у братьев. Меньшие дома, а старшие помогают.

– Я в 11 лет сел за руль. Женя повторил мой рекорд. Батька и дед были шоферами. Все, что связано с машинами, у нас в крови, поэтому не удивляйтесь, – предупредил Виталий.

Замешательство все же было велико. Оказалось, у пацанов есть «детские», но настоящие «Жигули»! Сами ремонтируют, моют, выучили ПДД и «газ-сцепление-тормоз». Под присмотром, во дворе, разрешают им отцы порулить. Полкилометра к полю пацанячий экипаж ехал под охраной внедорожника.

– Не могут определиться с профессией, – поделился Евгений. – А бабушка мечтает: «Пусть хоть один внук на прокурора выучится – это хорошая работа, а не то что у вас – никогда дома нет!»

Именно поле, однако, для мальчишек родная стихия – улыбались, позабыв о смущении.

След в след

Виталий по жизни шел за отцом, а Евгений – за ними. Путем, пройденным и предстоящим, довольны. Оба окончили Донской государственный аграрный университет. Виталий – агроном, Евгений специалист товароведения и экспертизы товаров. При этом они: шоферы, механики, комбайнеры, мельники и пекари. Могут выйти на смену вместо любого работника – порой и приходится. Оба получили второе высшее – юридическое – в КубГу. Их землей в свое время интересовались печально известные «цапки» (точнее, связанные с ними номинальные лица и структуры). Шакуны пережили рейдерские захваты, суды, защищали себя с помощью законов. Атаки отбили.

– Но мы потеряли родных, – говорит Виталий. – Наша тетя тем вечером, 4 ноября 2010 года, засиделась у соседей Аметовых, ее сын, наш двоюродный брат, пришел за ней. Их и еще 10 человек убили «цапки».

Паше Касьяну было 14, он увлекался футболом. Каждый год Шакуны проводят турнир памяти братишки. Спорт в станице, все, что связано с детством, поддерживают неизменно.

Сыновьям стараются дать простое и бесценное – свой опыт. Рады, что пацанов с фермы не выгнать. Может, и продолжат путь – след в след…

Сегодня в крестьянско-фермерском хозяйстве трудится 41 человек. Хозяйка бизнеса, Валентина Алексеевна Шакун, на снимке в центре (в черном платье). Фото из архива КФХ.

В чем сила, брат?

В разговоре с брутальными Шакунами вспомнилась фраза из известного кино: «В чем сила, брат?» Они отвечают, не задумываясь.

– Быть вместе!

– В семье!

Их жены и дети дружат. Обедать и ужинать стараются все вместе плюс мама, Валентина Алексеевна. Иногда она ворчит, требует скорее строить дома внукам. Мол, скоро бриться начнут, а отцы «заигрались в тракторы и машинки». Тяжело Валентина Алексеевна уход мужа перенесла.

А сыновья в бывшем правлении колхоза перекрыли крышу, починили фасад. Как герб там красуется теперь аббревиатура: «ШЕА» – «Шакун Евгений Андреевич». Мастер художественной ковки постарался. Растрогали мать сыновья.

Конечно, не дается братьям все легко и просто. Но им дано больше, чем многим. Почему? Они живут как семья традиционной или «старой» формации. Младшие почитают старших, мужчины принимают решения и ответственность, женщины заботятся, чтобы теплым был очаг. Живут в мире друг с другом и с добром к окружающим. Труд – не кара для них, не повинность, а великая радость, дающая силы.

А хлеб в поле очень красивый. Стебли налитые и зеленые… Будет щедрым урожай!

Светлана Лазебная.

В тему

Время добрых дел

Нынешней весной фермеры Шакуны в числе первых откликнулись на призыв «Российской газеты» помочь разрушенному националистами Свято-Преображенскому храму в городе Волноваха (ДНР).

С начала апреля они – участники благотворительной акции, инициированной нашими коллегами из «РГ». Сначала кубанские фермеры из станицы Кисляковской перечислили деньги на восстановление церкви, потом, к Пасхе, испекли несколько тысяч куличей для здешних прихожан (в Волноваху их доставили военные корреспонденты «РГ»), а теперь взяли шефство над беженцами из Волновахи и Мариуполя, нашедшими приют в соседней с Кубанью Ростовской области.

Читайте также: помогать, чтобы себя уважать — кубанцы запустили народный гуманитарный конвой для беженцев.

Читайте также