25 апреля, 16+

Какой дорогой пойдет семья: как меняются ценности и традиции «ячейки общества»

Семья Клочан из Абинска стала одной из победительниц регионального этапа Всероссийского конкурса «Семья года-2022». Ее назвали лучшей в номинации «Хранитель традиций». Удивительно, как много в ней педагогов! Династия учителей началась еще в 30-е годы. На сегодняшний день общий педагогический стаж нескольких поколений составляет 209 лет.

Всероссийский конкурс в этом году проводится седьмой раз. Ежегодно его участниками становятся более 3000 семей. Цель этого конкурса – повышение общественного престижа семейного образа жизни, его ценностей и ответственного родительства. 8 июля в России отмечают, ставший традиционным, Всероссийский день семьи, любви и верности. О том, что происходит сегодня с ценностями и традициями «ячейки общества», порассуждаем вместе.

Что будет с «ячейкой общества»: гражданский брак, привычка не раз жениться, бездетность чайлдфри или, наоборот, в передрягах она окрепнет?

«Гражданский брак – это когда женщина думает, что замужем, а мужчина – что холост». Гуляющая по сети байка неожиданно стала фактом одного из опросов ВЦИОМ. Он задумывался как поиск путей эволюции российской семьи, а уткнулся в перепутье выбора. Какой дорогой пойдет российская семья?

Роли меняются

Один из сигнальных выводов социологов ВЦИОМ: институт семьи на глазах меняется. Хотя статистика пока убаюкивает: 71% по-прежнему – за регистрацию отношений и лишь потом совместную жизнь. И тут же: 77% вовсе не против пробного брака, но при условии, что он перерастет в официальную семью. Еще 9% не возражают против гостевого брака, а до 11% сожителей не собираются регистрировать отношения.

«И неба было мало и Земли»

Свадьбы как вид торжеств тоже штормит. Рядом легко уживаются и отказ от брачной церемонии как от «пошлости», и «посиделки для своих», и погоня за эксклюзивом.

Фото: love-mother.ru

– Семья подвижна и динамична потому, что роли внутри нее меняются, – считает социолог ВЦИОМ Кирилл Родин. – Идет незримый трансфер от традиционного уклада в сторону нового института семьи.

По данным Управления ЗАГС Москвы, среди самых популярных свадебных локаций-2022 – особняк МИД в Москве, Куршская коса, заброшенная шахта под Екатеринбургом и… свадьба в невесомости. Последняя влетает в копеечку: когда самолет делает петлю, это и дает ощущение невесомости.

Брачующиеся не скрывают, что платят не столько за сервисы, сколько за лайки и просмотры в соцсетях.

– На свадьбе доминируют фата, шлейф кринолинов, букеты невесты, а жених в черном. Праздник девочки, который аукается ей стрессом, а ему – долгами. Этот ритуал хотят поменять до 63% участников наших опросов. Суть отношений между полами меняется, а общественное давление на мужчину усиливается. Да и как оставаться главой семьи, когда, по данным разных опросов, до 56% молодоженов считают, что юридически брак смысла не имеет? – говорит руководитель дирекции АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова.

С ней согласны как социологи, так и семейные психологи. Отношение к свадебному ритуалу, заложенное после 1917 года, когда можно было быстрее расписаться, чем получить справку в бассейн, лишает обряд главного – смысла.

Крепкие… эгоисты

– Нам надо разобраться: что обсуждаем – устаревшие обряды или смыслы? – задается вопросом глава московского Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова Михаил Хасьминский. – Проблема, на мой взгляд, в том, что свадьбу превратили в удовольствие, а такой роли в семье нет – это делает семью временной крышей для двух эгоистов. Так происходит потому, что из обряда ради удовольствия выпала его суть – таинство предстать пред Богом. Надо трансформировать не обряд, а наполнить его ценностным содержанием. На мой взгляд, надо делать выбор – либо крепкие семьи, либо крепкие эгоисты.

Доводы эксперта подтверждает статистика: по данным Росстата, на 1000 браков приходится 600 разводов в год. При этом лишь 19% женихов и 31% невест создают семью в 18–24 года, а большинство – до 70% женихов и 57% невест – после 25 и до 35 лет. То есть на рождение детей остается не много времени.

Семья под давлением обстоятельств болезненно меняет обличье: 49% молодоженов на год-три откладывают рождение ребенка, 80% из них считают, что пришло время поровну распределять семейные обязанности, включая воспитание детей. При этом 59% признают, что глава семьи все же мужчина, 21% – что семья сковывает карьерные возможности женщины, хранительница очага – женщина (91%), добытчик – мужчина (90%), добытчики оба – 9%.

– Такой разброс мнений – дорога любви к себе, ее подсознательно выбирают холостяки, что не зависит от пола, – комментирует итоги опроса профессор кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ Владимир Ильин.

Синдром опустевшего гнезда

Самое большое число разводов, по данным ВЦИОМ, до 37%, устойчиво дает «средний класс».

– Им сложнее как создавать семьи, часто довольно поздние, так и удерживать, они одиночки, – говорит семейный психолог, член правления Национальной ассоциации супервизоров Наталья Панфилова. – Если для наших дедов развод был смываемым, но пятном на репутации, а для бабушек – и вовсе часто крахом жизни, то ныне средний класс, обжегшись с первым опытом, «не заморачивается». До трети выбирают гостевой брак, треть заявляет, что без мужа (жены) им лучше и чуть более трети идут на создание второй семьи. Это не устойчивая норма, но веяние «успеха», которым, подражая, «заражаются» разные части общества.

Но не всем так везет, особенно женщинам, – создать вторую семью за одну жизнь. Выдержать распределение равноправных ролей в семье, особенно ношу экономической независимости, удается тоже не всем. Нередко финансовая независимость перерастает в независимость от морали, а вторая семья, особенно гостевой брак, обычно заканчивается или разводом, или хождением по мукам между двумя семьями.

– Я заметила, что вторая семья оказывается устойчивее, если в ней есть малыш от первого брака, либо еще рождается, – говорит Наталья Панфилова. – Тогда самодостаточность чаще обретает равновесие. Отчужденность семей с детьми поправима. Дети – «цемент». Жизнь семьи без детей, но с экономической суверенностью, чаще ведет к распаду «уставшего» брака.

Фото: b17.ru

Кого сдует ветер

Похоже, большинство россиян понимает, что институту семьи нет альтернативы: 86% мужей и жен выступают против интрижек на стороне, что не только свидетельство ценности любви, но и укоренения в сознании вечных взглядов на семью.

Конечно, все семьи делают ошибки, без которых не получается идти вперед. Но семья всегда держалась за счет ценностей «человек для мира, а не мир для меня».

Жить традиционными ценностями не значит жить как испокон веков. Государству надо менять подход к семье. Надо искать формы семьи, адекватные истории. Женщину не вернешь только к очагу, и она не будет рожать по 10-12 детей. А потому гибкая семейная политика вплоть до выплат неработающим мужчинам средств из бюджета по уходу за ребенком, признание законными гражданских партнерств или возрождение храмов и мечетей как духовных лидеров нации возродят не ритуалы, а веру. И тогда современные представления о равных правах мужчин и женщин сблизятся с ценностями государства, религий и личности, а ритуалы наполнятся смыслами.

– Без обновления традиционных ценностей не укрепится традиционная семья, – считает социолог ВЦИОМ Кирилл Родин. – Семья – не институт биоматериала, а институт воспроизводства личности. Если не сбережем семью, град камней посыплется в устои гражданского общества. Оно рассыплется в песок, ветер истории его просто сдует.

В. Емельяненко, «Российская газета».

Семья — это основа общества в любую эпоху. В старые времена многое делали сообща, родственные связи выручали, поддерживали — и в радости, и в горе. Как строгая иерархия и «казачий этикет» помогали семьям наших предков расти и крепнуть, читайте здесь.

Читайте также