19 апреля, 16+

Магазина больше нет: как вернуть товар, если продавшая его компания ушла с российского рынка?

На фоне западных санкций многие зарубежные бренды заявили об уходе из России. Большинство магазинов одежды, обуви и электроники уже закрыты. Что делать, если вы недавно сделали покупки и теперь хотите сдать их обратно, рассказали на портале «Мои финансы».

Надо сказать, что экономические санкции не повод для нарушения закона о правах потребителя. Если западные бренды потеряют доверие покупателей, то и вернуться уже не смогут (а многие об этом все же подумывают).

Ищите «корни»

Даже когда магазин уходит из страны, обязательства перед покупателями у него остаются. Потребитель имеет полное право вернуть вещь, если она ему не подошла. Обычно варианта два: либо крупные компании сами публично информируют покупателей об изменившихся правилах возврата, либо нужно найти российского дистрибьютора бренда и решить этот вопрос с ним.

Проще. если компанию в России представляет отечественная фирма – официальный поставщик, достаточно обратиться туда. Информация о продавце всегда указана на товарном чеке.

Если компания-продавец не российская, то тут тоже два варианта: либо она будет выполнять обязательства из-за рубежа, либо будет оставлять в России организацию, уполномоченную принимать претензии (обычно так делают крупные сети). Многие бренды размещают такую информацию на своих официальных сайтах. Если инструкции нет, то можно позвонить на горячую линию и выяснить условия самостоятельно.

К примеру, ZARA теперь высылает в ответ подробную инструкцию по оформлению возврата. Нужно скачать, подписать и отправить на электронную почту заявление на возврат, сфотографировать чек, подтверждающий факт покупки, а также указать контактные данные для связи. Если возврат оформлен верно, магазин бесплатно присылает за товаром курьера. В Massimo Dutti и Bershka продлили период возврата с 14 до 30 дней (правда, это правило вступает в силу с момента, когда их магазины снова откроются). Stradivarius и Pull&Bear применяют оба варианта: можно вернуть вещь при помощи курьера, а можно в течение 30 дней с момента открытия торговых точек. В IKEA купить уже ничего нельзя, а вот вернуть можно прямо в тот магазин, где вы совершили покупку.

Что вернуть нельзя?

 По закону РФ «О защите прав потребителя» вернуть вещь в магазин, если она не подошла или не понравилась, можно в течение 14 дней. Кстати, выходные и праздничные дни в него не входят.

Можно обменять вещь на аналогичную или просто забрать деньги. Однако вы должны предоставить товар в неизменном виде, не испачканным, не сломанным, фабричные ярлыки и пломбы должны быть на месте. Желательно иметь при себе товарный или кассовый чек.

Понятно, что съедобные покупки обратно не примут. Но есть и определенные категории промтоваров, которые тоже вернуть не получится. Напомним, что это, в первую очередь, технически сложные товары – робот-пылесос, смартфон, телевизор, электрический камин и другие. Если они не работают, придется отправлять на экспертизу, только после нее продавец примет решение.

Под эти ограничения также попадают нижнее белье, косметика, книги, ювелирные украшения, лекарства, пластиковая посуда, стиральный порошок и растения в горшке, а также животные. Не примут назад вещи, изготовленные на заказ, например, стол или кухонный гарнитур.

Правда, если вы покупаете в интернет-магазине, то здесь правила другие. Тогда вернуть можно все, кроме товаров, изготовленных на заказ. По закону срок возврата на маркетплейсах составляет 7 дней, но он может варьироваться в зависимости от продавца. Обратите внимание, у всех магазинов разные условия возврата. Где-то попросят самостоятельно сдать ненужный товар по определенному адресу, другой продавец может совершенно бесплатно прислать курьера, а третий – удержит стоимость доставки. Особенно это касается продавцов, которые торгуют через интернет-агрегаторы, вроде Яндекс.Маркета. У маркетплейсов (Ozon, Wildberries) стандартная политика возврата.

Елена Шумовская

Читайте также: запасы «на всякий случай» — эксперты советуют помнить о сроках годности и правильно хранить продукты.

Читайте также