20 апреля, 16+

Мошенники не дремлют: какие схемы обмана угрожают нам в 2022 году

Говорят, что после начала специальной военной операции на Украине россияне стали получать в разы меньше звонков от телефонных аферистов. Это неудивительно, ведь многие мошенники уже давно окопались в соседней стране, где им работать куда безопаснее. Однако в кризисные времена аферисты всегда активизируются, и не исключено, что скоро мы столкнемся с новым всплеском подобных преступлений.

В 2021 году объем кибермошенничеств в России достиг рекордных показателей: у клиентов банков каждый квартал похищали в среднем по 3 миллиарда рублей. Чаще всего преступники связывались со своими жертвами по телефону и использовали методы социальной инженерии, то есть с помощью психологических приемов втирались к людям в доверие.

Старые песни на новый лад

Проблема в том, что, несмотря на публичное оглашение большинства популярных схем в прессе и на ТВ, люди по-прежнему попадаются на уловки жуликов. Хитрые аферисты постоянно видоизменяют сценарии отъема денег у населения, актуализируя их по повестке дня. И хотя ни одна из известных мошеннических схем не погибает, постоянно меняются легенды и сферы применения. Например, после того, как звонки из «службы безопасности банка» перестали действовать на жертв, была разработана легенда о правоохранителях, пытающихся пресечь кражу денег при помощи участия их владельца в секретной операции. И снова россияне начали отдавать мошенникам свои деньги и квартиры.

Главной особенностью 2021 года эксперты и банкиры считают комбинирование нескольких схем и расширение арсенала злоумышленников. Случаи ограбления стали носить гибридный характер, то есть похитители воздействовали на жертву и при помощи «забалтывания» по телефону, и при помощи фишинговых ссылок. Скорее всего, такая тенденция будет развиваться и в дальнейшем.

Не исключено, что в ближайшее время мы услышим о чудесных способах «обхода отключения от SWIFT» или об очередном начислении дивидендов, пособий и страховых пенсионных начислений. И, конечно, под угрозой аккаунты на «Госуслугах». На смену телефонному мошенничеству пришла и более активная эксплуатация мессенджеров, а к концу 2021 году все больше звонков аферисты стали совершать с использованием  голосовых роботов.

Преступления в онлайне

За время пандемии россияне привыкли к возможностям решить свои проблемы онлайн – заказать еду, купить продукты через доставку, приобрести одежду и технику на маркетплейсах. Доверие к электронному формату существенно повысилось, чем и пользуются мошенники. Например, в январе прокатилась целая волна краж во время заказа билетов через интернет.

Сначала злоумышленники рассылали липовые объявления о продаже билетов через социальные сети, мессенджеры и электронную почту. При переходе по ссылке покупателю предлагалось заполнить платежную форму с указанием персональных и контактных данных, а также реквизитов банковской карты. Но вместо билета происходило оформление подписки на сайт, созданный мошенниками. Используя персональные данные жертв, они  снимали деньги с чужих карт. Уникальность метода в том, что аферисты научились регулировать частоту списания денежных средств. С карты жертвы деньги уходили каждые 10-15 секунд вплоть до полного обнуления, каждый шаг составлял по 5-20 тысяч рублей. Таким образом, владелец пластика просто не успевал ничего предпринять и спасти свои деньги.

► В связи с этим специалисты советуют пользоваться только проверенными сайтами, чтобы не скомпрометировать данные карты, а также проверять ссылку, прежде чем перейти по ней. У такого соединения должен быть включен специальный протокол для защиты от злоумышленников – HTTPS (в адресной строке).

► Присланную ссылку можно проверить на фишинг с помощью антивирусных программ. Само собой на каждом компьютере, смартфоне и планшете должен быть установлен антивирусник.

► Если сайт, на котором была совершена покупка, показался подозрительным, лучше незамедлительно заблокировать карту, не дожидаясь «роя» сообщений со списаниями денег.

Самый привлекательный возраст

Эксперты подсчитали, что в 2021 году чаще всего жертвами мошенничеств становились женщины средних лет и пожилые люди. Эти категории населения, как правило, хуже всего знакомы с новыми технологиями и больше верят людям. Поэтому молодежь стала делиться в сети советами о том, как они защитили пожилых родителей от атак мошенников.

● Самый простой и эффективный способ – установить пожилым членам семьи на телефоны программу-антиспам, сравнивающую входящие звонки с базой сомнительных номеров. Если номер «засвечен», на экране возникает красная надпись-предупреждение. Становится ясно – брать трубку не стоит.
● Можно установить и блокировку рекламы, чтобы пенсионеры не заказали ненароком «чудодейственных» лекарств и не подписались на платные сервисы.
● Если родители хотят что-то заказать в интернете, научите их сначала отправлять ссылку вам на проверку. Молодое поколение лучше вычисляет фишинговые ресурсы.
● А еще можно привязать банковскую карту родственников к отдельному номеру и заблокировать на нем исходящие сообщения.
● И, конечно, рассказывайте родителям о новых схемах мошенничеств.

Елена Шумовская

Читайте также