26 апреля, 16+

Грех осуждения, зачем с ним нужно бороться: беседа с психологом

Грех осуждения – один из самых распространенных духовных пороков человека. Без преувеличения можно сказать, что ему подвержены все без исключения и почти никто не задумывается о том, как это губительно для души. 

Работая с людьми, очень часто сталкиваешься с тем, что они страстно обличают ближних в каких-либо грехах, но за собой ничего плохого не видят. Очень печально наблюдать, как пожилые в почтенном возрасте не научились доброте, жалости, милости, любви к ближним. Порой я думаю: может, потому некоторые так долго живут, что Господь ждет, когда же они станут другими, поймут важные вещи в этой жизни?

Давайте задумаемся, какие качества мешают духовному развитию человека. Чаще всего это зависть, злопамятность, злорадство, превосходство, насмешка, подозрительность, любопытство, самодовольство, злословие, мстительность и, особенно, гордыня. Именно у гордого и самоуверенного человека отсутствует самокритичность. Он способен замечать только чужие недостатки, видеть сучок в глазу ближнего и не замечать «бревна» в своем.

В Евангелии есть история о прощении жены, совершившей грех прелюбодеяния. Толпа обвинителей собралась ее убить, но перед этим притащила женщину к Иисусу Христу, зная, что со многими иудейскими ветхозаветными законами он не согласен. Им хотелось обличить его в его учении. И тогда Иисус сказал фразу, надеюсь, многим знакомую: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И при этом, не поднимая головы, изображал на песке какие-то знаки. Все время меня мучил вопрос, что же Он писал тогда, почему на зыбучем песке? Лишь совсем недавно я узнала что Он писал – тайные грехи каждого из обвинителей, за любой из которых по иудейскому закону полагалась смерть.

Святитель Николай Сербский, как бы пересказывая святые писания, писал об этом так: «Мешулам – похититель церковных сокровищ; Ашер совершил прелюбодеяние с женой своего брата; Шалун – клятвопреступник; Елед ударил отца; Амарнах присвоил имение вдовы; Мерари совершил содомский грех; Иоиль поклонялся идолам…»

И все те гордецы, гордящиеся своею праведностью, дерзкие судьи чужого греха, читали это с невыразимым ужасом и дрожали от страха за себя. Никто из них больше не посмел кричать и лукавить, спрашивая у Иисуса что же теперь он скажет. Господь ничего не сказал, ему гадко было даже произносить своими устами их грехи и потому Он писал на песке, в пыли, в грязи. А вот другая причина, почему Он писал на песке. Если бы люди услышали об этих грехах, они по закону должны были убить этих обличителей. Но Иисус не хотел этого, он лишь надеялся, что они задумаются прежде всего о своих грехах.

Осуждение других всегда основано на неправильной самооценке, на невидении своих грехов, что является весьма ошибочным, неверным и требует большой работы над собой. К тому же мы забываем, что в любой момент согрешающий может покаяться, в то время как мы сами за свое осуждение непременно будем наказаны.

«Если осуждаешь ближнего, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь», – говорил преподобный Серафим Саровский.Что же из положительных человеческих качеств можно противопоставить осуждению других? Это: человеколюбие, нелицеприятие (одинаковое отношение ко всем), снисходительность, милосердие, жертвенность, любовь к ближним, сострадание. Совершенствуясь в них, можно достичь большого духовного развития, принести истинное покаяние. «Когда живет в тебе Дух Святой, тогда ты видишь другого человека умнее, праведнее и лучше себя», – это слова Серафима Саровского.

Другой поучительный пример о том, как важна работа над собой, а не над другими, содержится в житии Моисея Мурина. Как-то братия позвала его на собрание, где должен был пройти суд над согрешившим иноком. Тогда преподобный нашел старую корзину с дырами, наполнил ее песком, с чем и пошел на собрание. Братия спросила его: «Что это означает?» На что святой ответил: «Мои грехи сыплются сзади меня, и я не вижу их, а я пришел сегодня, чтобы судить прегрешения другого!»

Говорят: «Не суди да не судим будешь». «И, действительно, не должен хромой смеяться над горбатым. Потому что у нас у всех горбатая душа и хромая вера», – так сказал замечательный, очень откровенный и честный человек – протоиерей Димитрий Смирнов, чью годовщину со дня смерти в октябре отметили все православные.

И вновь хочется вспомнить слова Ларисы Миллер:
«Мы – земные, печальные жители.
Нам безумно нужны утешители.
Не гнобить надо нас, не пугать,
А ночами уснуть помогать.
А с утра надо наше внимание
Привлекать к красоте мироздания».

На дворе поздняя осень. Холодной осенью каждому хочется закутаться в мягкие теплые вещи, согреться горячим чаем и теплой беседой.Говорите, говорите… Пусть ваши слова будут только добрыми и пусть они вас согревают до солнечных радостных дней! До весны! 

Е. Папазян, психолог.

Читайте также