29 апреля, 16+

Учение ценилось всегда, авторитет учителя был непререкаемым

Совсем недавно в России отметили очень важный праздник — День учителя. В этот день в сердце каждого человека не может не зазвенеть чудесный колокольчик-воспоминание о школьных, вузовских годах учебы, и обязательно оживет память об учителях.

Сегодня мир образования необычайно противоречив и многомерен, полон всяческих поисков и дискуссий. Но забыто самое главное — то, что должно быть центром образования — прекрасный и уникальный образ Учителя.

Не могу не поделиться интересным постом в соцсети о том, как строилось обучение детей в Древней Руси. «Учение, позволяющее овладеть теоретическими знаниями, появилось на Руси с принятием христианства. В 988 году, при князе Владимире Святославовиче, появляются первые упоминания о школах. В «Повести временных лет» написано: «Послал он (князь Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение».

В древнерусской литературе слово «учитель» применялось в его высшем значении, подразумевая под собой наставника на жизненном пути. С момента зарождения профессии педагога за ним закрепилась и воспитательная функция. Очень часто обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя. Таким образом, на Руси складывалось искреннее почитание учителей.

В «Азбуковниках» XIII-XVIII вв. написано, что обучаться грамоте могли все желающие, независимо от принадлежности к сословию. Препятствием к этому были лишь нежелание или бедность родителей, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за просвещение своего ребенка. Дисциплина в русской школе была очень суровой: детям запрещалось драться, воровать и шалить. Учитель в меру пользовался розгами, вместо этого он активно привлекал школьников к хозяйственным делам. Руководством для учителей служило Уложение Стоглавого Собора, в котором говорилось, что детей нужно обучать «не яростью и гневом, а любовью и ласковым утешением».

Учебный год начинался 1 декабря в день памяти пророка Наума, так же этот день называли «Наум-грамотник». Но ребенок мог поступить на обучение и влиться в учебный процесс в любое время. В школы принимали только мальчиков. Определенного срока обучения не было, всё зависело от способностей обучающегося. Научился считать, писать, читать – значит, закончил школу.

Учение в России всегда ценилось так высоко, что полноценно образованных людей в летописи называли «книжными мужами». От знаний и умений учителя, от силы его личности и высокой духовности зависела успешность учеников. Поведение преподавателя, все его действия, являлись для школьников прямым образцом для подражания. На Руси существовала традиция в конце года дарить учителю горшок каши. Этим символическим подношением родители выражали свое уважение и благодарность за его труд».

Борис Кустодиев, 1907 год, картина «Земская школа в Московской Руси». Фото: chudovolibrary.ru
Н. П. Богданов-Бельский, 1895 год, картина « Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского» . Фото: culture.ru
Фото: yandex.ru

Читаешь и диву даешься! В Древней Руси почти все знали грамоту, а сегодня — нет! Это как же нужно было постараться!

Мой отец, родившийся в 1940 году, был одним из четверых детей в семье бабушки, ставшей вдовой в первые дни Великой Отечественной войны. Школа была в девяти километрах от дома. Обуви не было, и отец бегал на уроки босиком по снегу. Бабушка его жалела: найдет учебники — и сожжёт в печке, чтобы не бегал. А мой папа плакал, он хотел учиться. И выучился, стал энергетиком на атомной станции! А мама, старшая в семье из девяти братьев и сестер, вспоминала, что авторитет учителя был непререкаемым. Она вспоминает: когда учительница вдруг появлялась на их улице, в доме наступала мертвая тишина, все замирали — неужели идет к ним? Но учительница ни разу к ним домой не приходила, учились все хорошо! Это был позор для родителей и их ребенка, если учительница приходила к ним домой обсудить школьные проблемы.

Наша Родина опять переживает эпоху перемен. Самое сложное сейчас, на мой взгляд, — нести истинный свет просвещения. На глазах меняются идеалы, растеряны общечеловеческие ценности, всё меньше люди понимают друг друга. Уже совсем непонятно, кто должен воспитывать и учить ребенка? Семья? Школа? Наемные няни, репетиторы?

Для меня ответ прост: уже воспитанного ребенка родители должны вести в школу, где его ждет опытный, мудрый, авторитетный, любящий Учитель. Самое глупое — когда перекладывают ответственность за чистые детские головы друг на друга: родители на школу, школа — на родителей.

Позвольте от всего сердца пожелать всем учителям, педагогам, преподавателям здоровья, терпения, неугасимой преданности своему делу! Всегда помните: тяжёлые времена проходят, а знания и умения остаются.

Евгения Папазян, психолог

Читайте также