25 апреля, 16+

Любовь не проходит. Она всю жизнь ждала солдата с Кубани

С Иваном Дмитриевичем мы познакомились давно. Это был пожилой человек среднего роста, с ясными, глубоко посаженными глазами, как потом оказалось, очень добрый и отзывчивый. Он очень дружил с моими родителями, ведь они были близки по возрасту и по крови: моя мама и Иван Дмитриевич были родом с Украины, поэтому украинские песни все пели дружно.

Иван Дмитриевич родился в нашем селе, его отец и мать покоятся здесь на старом кладбище. Детство было трудным: в семье было много детей, а Ваня был старшим. Когда началась война, ему исполнилось 14 лет. Фашисты въехали в село на мотоциклах в конце августа 1942 года. Начались трудные времена. Семью Ивана Дмитриевича немцы выгнали из дома, пришлось сначала обосноваться в сарае, а ближе к зиме вырыли в огороде землянку.

Немцы стали сразу грабить жителей села. Забирали всё: скотину, зерно, кур, свиней, обрекая жителей на голодную смерть. Семью Ивана спасло то, что в сарае была яма, куда ссыпали кукурузу на хранение, а сверху — настил из досок и стог сена. Немцы приходили, протыкали железными штыками сено, упирались в пол и уходили. По ночам мама посылала Ваню в сарай, где он, подняв доску, набирал кукурузы и бежал в землянку. Мать молола кукурузу и варила кашу. Дети хотели хлеба и мать ночами ходила за село к скирдам с соломой, перетирала солому руками на тряпку, потом быстро шла домой с зернышками пшеницы, чтобы добавить их в кашу. Если бы немцы ее поймали, наверняка застрелили бы.

В феврале 1943 года пришли советские солдаты. Люди, всречая их, плакали от счастья. Вскоре сельчан собрали перед правлением колхоза и командир части попросил матерей разрешить детям-подросткам подносить снаряды к орудиям. Снаряд весил 8 килограммов, их связывали попарно и несли на плечах до семи километров, к батарее. Дети таскали тяжелые снаряды, понимая, что так они помогут бойцам быстрее освободить их родной район от захватчиков. Бойцы подкармливали детей, согревали у костров.

Прошла война… Ваня выучился на тракториста и остался работать в колхозе. Осенью 1946 года его призвали в армию, служить он попал в Белоруссию. Однажды, оказавшись на берегу маленькой речки, молодой солдат встретил девушку Галю. Познакомились, стали дружить, а затем полюбили друг друга. Когда пришло время демобилизации, Ваня, уезжая домой, обещал вернуться за Галей. Она смотрела на него голубыми, как небо, глазами, плакала и обещала: «Ваня, я буду любить тебя всю жизнь и ждать».

Иван вернулся домой, чтобы заработать денег на возвращение в Белоруссию. Мать всячески удерживала его. Она болела, братья были еще маленькими, а отца недавно похоронили — какая уж тут женитьба.

Ожидание встречи с любимой затягивалось. Тут как-то вечером в хату к Ивану заходит соседская девушка, Мария. Плачет и говорит: «Возьми меня замуж, Ваня! Детей в семье много, мать одна нас тянет, отца нет, голодаем!». Сжалось сердце у Ивана от жалости, женился он на Марусе.

С Марусей он прожил долгую жизнь, воспитал сына и двух дочерей, стал ударником Коммунистического труда, был награжден медалями за доблестный труд, колхоз посылал его на ВДНХ и даже за границу — обмениваться опытом.

Прощли годы. Двадцать лет назад Иван Дмитриевич похоронил жену. До сих пор ночами он не может спать, ему вспоминается Галя, которая с укором молча смотрит на него. И так он теперь жалеет, что не поехал за ней, а прожил без любви жизнь с Марусей! И не знает Иван, как ему быть: то ли молиться за здравие, то ли за упокой души Гали.

Когда рассказал мне эту историю Иван Дмитриевич, я предложила написать письмо в то село, где он служил, чтобы узнать о судьбе Гали. Написали. Ответ пришел быстро. Иван Дмитриевич принес письмо к нам и сказал, что не может читать — так он волнуется. Глава белорусского села написала, что Галя так и не вышла замуж, жила с семьей сестры, умерла в возрасте пятидесяти лет. Она всю жизнь ждала солдата с Кубани.

У Ивана Дмитриевича текли слёзы по лицу. Он сказал: «Ну вот, теперь я буду молиться за упокой души Гали и ждать нашей встречи на небесах».

Закончить эту историю хочу словами:
Любовь не проходит, она остается,
И огненным пламенем сердца коснется.
А память навеки о том, что прожито
Осталось печатью на сердце разбитом.
Храните Любовь — дар небес!

Н.А. Жостких, Абинский район, Краснодарский край.

Читайте также