9 мая, 16+

Преданья старины. Зачем хранили пасхальное яйцо, а остатки праздничной еды несли в поле

Рисунок: radikal.ru

Неделя, следующая за праздником Пасхи, зовется Светлою, Великоденскою. С этим временем на Руси всегда было связано немало обычаев, преданий и сказаний.

В стародавние времена пасхальному яйцу придавалось особое таинственное значение. По старинному толкованию «Скорлупа – аки небо, плева – аки облацы, белок – аки воды, желток – аки земля, а сырость посреди яйца – аки в мире грех. Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, всю тварь обнови Своею кровию, якож яйце украси, а сырость греховную иссуши, якоже яйце изгусти». Считалось, что первое яйцо, полученное при христосовании никогда не должно портиться. Его хранили на божнице до следующей Пасхи. Было даже поверье, что, если такое яйцо при пожаре бросить в огонь, то он погаснет.

Свято чтила христианская Русь свои обычаи и обряды: после освящения в храме пасхальных яств, потом всю Святую неделю ходили по домам, песнопением воспевая Светлый праздник, желали здоровья хозяевам и их домочадцам и животным. По всем городам и селениям раздавался радостный колокольный звон, и слышались пасхальные песнопения.

В Святую пятницу (пошенье) тесть с тёщей звали зятя и его родных на «молодое пиво». Пасхальная суббота слыла в народе «хороводницею». В воскресенье со Светлой седмицы на Фомину – проводы Пасхи. В этот день люди собирали все оставшиеся от праздничной снеди кости и несли в поле, чтобы зарыть их в землю. По поверью, это должно охранять посевы от градобития.

Вот так — весело и шумно встречала Русь старая радостные дни Светлого Христова воскресения.

Прислала Л.Л. ШВИДКАЯ, г. Краснодар.

Читайте также