19 апреля, 16+

Орден «за трусость». Так шутил мой дядя, рассказывая о своей военной награде

В преддверии Дня Победы читатели «Моей Околицы» поделились рассказами о своих родных и близких, о земляках, об их подвигах на полях сражений и в тылу.

Как-то к нам в гости приехал дядя Александр Никифорович Бельмесов, брат мамы. Собрались родственники, и, как всегда, зашёл разговор о Великой Отечественной войне, в которой дядя участвовал и был ранен. Кто-то из родных попросил дядю рассказать за что его наградили Орденом Красной Звезды. Дядя Саша, с присущим ему юмором, почесал затылок, что-то припоминая и, сощурив глаз, коротко ответил: «За трусость». Родственники зашумели и попросили дядю рассказать историю с награждением. Тот скривил в усмешке губы и начал рассказ.


«В 1942 году под натиском фашистов наша рота отступала к Ростову-на-Дону. Рядом с нами вдоль дороги брели беженцы. Было очень жарко, а от грохота техники и большого скопления людей стоял страшный шум. Мы, солдаты, не сразу услышали рёв фашистских самолетов. Вдруг командир прокричал: «Воздух, разойтись!» Многие тут же упали на землю. Я тоже упал. Самолеты не спеша летели над нами, «работая» пулеметами и небольшими бомбами. Когда они пролетели, я поднялся, посмотрел им вслед и понял, что они сейчас снова зайдут на боевой разворот. Хотел убежать подальше, но разве убежишь далеко?..

Смотрю, а около канавы рядом с орудием лежит убитый боец-пулеметчик. Я был старшиной, и, конечно, не мог просто оставить пулемет – ведь вооружения в армии и так не хватало. Я быстро поднял пулемет, хотел бежать с ним, но вокруг чистое поле, а фашисты уже зашли на второй круг и снова стали «поливать» огнём бежавших людей.

Мозг работал быстро. Я упал в канаву, мною сначала овладел дикий страх, потому что самолеты летели прямо на меня, и вдруг будто кто-то включил мое сознание. Я обратил внимание, что самолеты сейчас проследуют через маленькое облачко, висевшее почти надо мной, и меня осенило… Так я же могу взять на прицел это самое облачко… Быстро опрокинувшись на спину, я «поймал» в прицел облачко и выпусти длиннющую пулеметную очередь. Самолеты пролетели над нами, но… метров через 300-500 один из них стал как-то странно «вилять», а потом резко пошел в сторону, где были деревья… Дальше был столб дыма и огня, то есть я его просто сбил. Вот за эту мою трусость (я же сначала испугался за свою жизнь) меня потом и наградили. А на самом деле — за сбитый самолет. С тех пор я и шучу, что меня наградили за трусость».

А.М. ЛАБЕЕВ, ст. Брюховецкая Краснодарского края.

Читайте также