26 апреля, 16+

Низкий поклон и сердечные поздравления! Писатель Виктор Лихоносов отмечает юбилей

Его называют «певцом края», «последним рыцарем русской литературы», одним из самых искренних современных русских художников слова.  Его рассказами зачитывались Александр Твардовский, Виктор Астафьев, Василий Белов. 30 апреля писателю, публицисту, автору множества повестей, рассказов, очерков, романа «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж», Герою труда Кубани, почетному гражданину Краснодара Виктору Ивановичу Лихоносову исполнится 85 лет. 

«Созрел в тишине и ласковости юга» 

Родившийся и выросший в Сибири, но с юности живущий на Кубани, он не просто полюбил этот край. Виктор Иванович Лихоносов, переехавший в Краснодарский край в конце 50-х годов из Новосибирска, как-то признался, что «окреп и созрел в тишине и ласковости юга». «Как писатель я поклонился этой земле, ее истории, а земля меня отблагодарила», – говорил он.

Виктор Лихоносов прославился на всю страну, как только в 1963 году в журнале «Новый мир» был опубликован его рассказ «Брянские». Напечататься у Твардовского в «Новом мире» – каким же чудом это стало тогда для молодого 27-летнего писателя! Ведь буквально за два года до этого он окончил историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института и преподавал в одной из школ Анапского района. После первой же публикации в «Новом мире» он стремительно ворвался в большую литературу. А дальше – новые публикации в этом авторитетном журнале, в журнале «Смена», альманахе «Кубань». Людям оказались близки мысли, взгляды, художественный язык этого самобытного прозаика с лирическим даром. «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Вечера», «Счастливые мгновения»… В Москве, Краснодаре, Новосибирске одна за другой выходили его книги с повестями, рассказами, очерками. Произведения писателя начали переводить за рубежом на чешский, словацкий, французский и английский языки. 

«Проза у него светится, как у Бунина», – так сказал о В. Лихоносове, прочитав рассказ «Брянские», Александр Твардовский. А позже этот рассказ включили в серию «Шедевры русской литературы XX века». Сам автор не ожидал такого успеха и признавался, что готовился к серьезным трудностям непризнания, понимая, что писатели – это Толстой, Шолохов… Но никак не я». 

С любовью, нежностью и болью 

Но признание пришло. И читателей, и коллег по перу. Молодой автор стал членом Союза писателей СССР.  А сейчас он член высшего творческого совета при правлении Союза писателей России. И каждый год в Кубанском государственном университете, где Виктор Иванович – почетный профессор, проводятся Лихоносовские чтения. 
«Витя, дорогой, всегда любил тебя и люблю… Гоголь, начиная работу, прежде составлял молитву на успешность ее завершения, – твоей ли, его ли, своей ли молитвой готов и я и буду просить, чтоб все у тебя было хорошо», – так написал в своем письме В. Лихоносову известный русский писатель Валентин Распутин. 

А с каким восхищением отозвался о Викторе Ивановиче Александр Твардовский после того, как прочитал рассказ «На улице Широкой»: «Какой молодец! С любовью, с нежностью и болью пишет ту низовую, окраинную жизнь, жизнь «с коровы», с базара, с огородца, с пенсий, жизнь, которую не принято ни фотографировать, ни «отражать» в очерках, жизнь без «роли парторганизации», без всего такого – саму по себе, со всеми отчаянными хлопотами, напряжением, муками, безысходностью – послевоенная жизнь миллионов».

По словам Виктора Ивановича, Твардовскому он «обязан самой жизнью. Не успехом, не слабым огоньком имени, а жизнью, жизнью! Да я просто не выжил бы… Литература спасла». А гораздо позже он сказал: «Меня завела в литературу моя душа. После того как я не попал в артисты и уехал из Новосибирска на юг, все способствовало одинокому созерцанию. Тогда я открыл для себя Бунина и тотчас полюбил его мелодию мерцания жизни.

Несколько лет назад Святослав Бэлза вручал мне Бунинскую премию, и я сказал: «Мне судьбу выстроил Бунин». Книга вдовы Бунина Веры Николаевны, подписанная ею и присланная мне из Парижа, взрас-
тила мое чувство к русской эмиграции и бросила какое-то зернышко в замысел романа о Екатеринодаре «Наш маленький Париж».

От Парижа до хуторка в степи  

В начале 70-х Виктор Иванович погрузился в изучение истории Кубани, исследовал судьбу станиц и казаков. А в 1978 году он начал работу над романом «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж», посвященном кубанскому казачеству и его столице – Екатеринодару. Сколько исторического материала было собрано за десять лет! Этот роман считают самым ярким произведением об истории Кубани, о трагедии кубанских казаков начала XX века, литературным памятником Екатеринодару. Автору удалось «впустить в душу еще ту жизнь, которая была до нас». 

– Желание напомнить о подлинном казачьем городе было велико, – сказал в одном из интервью Виктор Иванович. – Я не мог совершенно по-детски внять: как же это? Была жизнь, но о ней никто ничего не знает! Считал своим долгом воскресить забытую и отчасти проклятую в то время жизнь. Музыкой моего написания служила мысль: «Была великая Россия, великая Кубань… Царская!»

Автор считал, что историки в долгу перед своей землей: «Дети вырастали без знания своей родной истории. Они не знают, в каком месте живут, не представляют, что ходят по тропинкам вырубленного дубового леса».

Писатель находил материал не только в архивах, ему помогали старожилы города, многое присылали из-за границы от «бывших» – белых казаков. А главный герой романа – Память, как вечность и непрерывность человека, как постоянное движение духовности из поколения в поколение. Здесь и любовь к людям, к родному городу, очарование жизнью человека, создавшего Екатеринодар. 

Этот роман напечатали в «Роман-газете» огромным тиражом – 4 миллиона экземпляров. Через два года после его выхода Виктор Лихоносов получил Государственную премию РСФСР им. М. Горького, а позже стал Героем труда Кубани, лауреатом Патриаршей литературной премии. Его наградили за выдающийся вклад в развитие русской литературы.

В 2017 году в Музыкальном театре ТО «Премьера» имени Л. Гатова поставили музыкально-драматический спектакль по мотивам романа «Наш маленький Париж». На сцене ожила многоцветная жизнь столицы кубанского казачества – Екатеринодара начала ХХ века, зрители погрузились в эту удивительную атмосферу старого города, вместе с героями романа вновь пережили трагедию гражданской войны, прикоснулись к истории человеческих судеб – от хуторка в степной глуши до Парижа. 

Кстати, в том же году, когда состоялась премьера спектакля, повесть В. Лихоносова «Осень в Тамани», до этого уже отмеченная международной премией «Ясная Поляна» им. Л. Толстого, получила патриаршую литературную премию имени св. Кирилла и Мефодия. А годом раньше в Санкт-Петербурге вышел почти 1000-страничный том сочинений Виктора Лихоносова, в который вошли его известные произведения. 

Поздравляем от всего сердца! 

Восемнадцать лет Виктор Иванович руководил литературно-историческим журналом «Родная Кубань». Но и сейчас, несмотря на почтенный возраст, продолжает жить творчеством. Он – редактор литературно-исторического отдела газеты «Кубанские новости». Его выступления на современные темы, волнующие общество, можно увидеть на канале в ютубе

– Тридцать лет назад начался процесс возрождения кубанского казачества, – сказал бывший атаман Кубанского казачьего войска Владимир Прокофьевич Громов. – Тема казачества, его культуры, традиций нашла отражение в работах краеведов, писателей, поэтов. К таким работам относится и роман Виктора Ивановича Лихоносова «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж». В обществе почувствовали, что уходят люди, уходит время, а что мы возьмем, сохраним, передадим?

Виктор Иванович – человек с глубоким чувством исторического чутья и переживания. Это наш лидер, руководитель товарищества русских художников, имеющий огромный авторитет. Когда начался процесс возрождения казачества, Виктор Иванович сразу же его поддержал. В казачестве он видел мощную силу. После августовских событий 1991 года казачество начало переживать период раскола. Виктор Иванович не только разобрался, кто такие раскольники, но и проявил мужество, смелость и гражданственность. А ведь были лихие девяностые. Он всегда переживал о делах казачьих всем сердцем и душой. Ему первому была вручена премия атамана Кухаренко. Я поздравляю Виктора Ивановича с юбилеем! Желаю ему здоровья, быть таким же горящим, поучать и наставлять, не стесняясь этого, и власти покоя не давать!  

– Точнее всех о Викторе Ивановиче Лихоносове написал еще в 1972 году Георгий Адамович: «У вас редкостное чувство русского прошлого, природы, людей, всей России вообще» – считает главный редактор журнала «Родная Кубань» Юрий Михайлович Павлов. – Сегодня можно уточнить высказывание одного из лучших критиков первой волны русской эмиграции: Лихоносов – самый имперский писатель второй половины XX – начала XXI веков. Всем своим творчеством и 18-летней подвижнической деятельностью на посту главного редактора журнала «Родная Кубань» Виктор Иванович пытался и пытается пробудить в современниках национальную и историческую память, светлую любовь к известным и неизвестным, забытым и оболганным лучшим сынам нашего Отечества, сочувствие и живое тепло к поверженной в 1917 году России.

Виктора Ивановича Лихоносова – классика русской литературы, кроткого душой, стойкого духом, великого в своем человеческом и творческом служении России – сердечно поздравляю с юбилеем. Низкий поклон и безмерная благодарность летописцу русской души, победителю физического времени. Да хранит Вас Господь, Виктор Иванович! 

Наталья Иваненко. 

Отрывок из романа В.И. Лихоносова «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж»
«Что было в этом! Шутка? Злословие? Простодушное квасное настроение — так взлелеять свой отчий угол, чтобы
легче его любить? И не обронил ли те слова господин, который Парижа никогда и не видел, но ему уже одни названия гостиниц и погребков внушали форс? Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но сколько внушительности в вывесках, и на какую заморскую жизнь они замахнулись: «Франция»,  «Нью-Йорк»,  «Тулон»,  «Трапезонд»,  «Венеция»,  «Константинополь»! Вноси тюки, чемоданы, живи у нас,  сколько хочешь. И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже,  но чуть наособицу,  на свой южный казачий лад. Там,  в Париже,  площади,  памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъеме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной,  и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами «Двенадцать апостолов». И так же, как везде, как в самом Париже,  простолюдинам устроены чревоугодные толчки – Старый, Новый и Сенной базары,  и для кого попало ресторанчики, трактиры,  «красные фонари» с намазанными желтобилетными дуняшками… Чем не Париж в миниатюре?!»

Читайте также